Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Готовимся к ЕГЭ - Урок 5 - МОРФОЛОГИЯ
Цели: повторить и обобщить все изученное по темам “Глагол”, “Причастие”, “Деепричастие”; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
— Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов.
Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж, альт..рация, бальз..мировать, дев..львация, барт..рные сделки.
II. Выполнение тестовых заданий на оценку
Вариант 1
1. Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк).
Инфинитив |
Действительное причастие |
Страдательное причастие |
||
Настоящее время |
Прошедшее время |
Настоящее время |
Прошедшее время |
|
Решить |
Решенный |
|||
Решать |
Решающий |
Решавший |
||
Клеить |
Клеивший |
|||
Надеяться |
Надеявшийся |
2. Из данных причастий выберите страдательные причастия прошедшего времени. Укажите номера.
1) отброшенный;
2) учившийся;
3) обижающий;
4) гонимый;
5) клеящий;
6) таявший;
7) настоянный;
8) выметенный.
3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква а(я).
1) колыш..щий;
2) кле..щий;
3) бор..щийся;
4) бре..щий;
5) гон..щий;
6) мел..щий;
7) дыш..щий;
8) трепещ..щий;
9) наде..щийся;
10) ма..щийся;
11) стел..щий;
12) мысл..щий;
13) ка..щийся;
14) скач..щий.
4. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.
1) свеш..нная с крыши веревка;
2) вывал..нный в грязи мяч;
3) пристрел..нный зверь;
4) смеш..нные ингредиенты;
5) корабли обвеш..ны флажками;
6) обвеш..нный продавцом;
7) пристрел..нное ружье;
8) развеш..нная в шкафу одежда;
9) навеш..нная дверь;
10) развеш..нная крупа;
11) стрел..ный воробей;
12) выкач..нная из сарая бочка;
13) замеш..нный в преступлении;
14) стены увеш..ны картинами;
15) вывал..нный мусор;
16) замеш..нный раствор;
17) насто..нный на травах;
18) обещ..нная помощь;
19) ове..нные славой;
20) услыш..нный разговор.
5. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).
1) кле..щий карандаш;
2) перемеш..нные карты;
3) подкле..нная тетрадь;
4) раста..вший снег;
5) та..щий снег;
6) замеш..нное тесто;
7) развеш..нный товар.
6. Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ.
а) причастием;
б) прилагательным;
в) существительным:
1) часть проживающих;
2) думать о прошлом;
3) закрытый слог;
4) опустошенный человек;
5) опустошенный город;
6) облетевший тополь;
7) отцветший куст;
8) комната для ожидающих.
Вариант 2
1. Укажите, в каких рядах правильно образованы формы деепричастий настоящего, прошедшего времени.
а) летать — летая, узнавать — узнавая, гулять — гуляя — гуляв, спросить — спросив, махать — махая — махав, нарисовать — нарисовав, исчезнуть — исчезнув;
б) летать — летая — летав, узнавать — узнавая — узнавав, гулять — гуляя — гуляв, спросить — спросия — спросив, махать — махая - махав, нарисовать — нарисовал — нарисовав, исчезнуть — исчезнув — исчезнуя;
в) летать — летая, узнавать — узнавая, гулять — гуляя — гуляв, спросить — спросив, махать — махая, нарисовать — нарисовав, исчезнуть — исчезнув;
г) летать — летаясь, узнавать — узнавая, гулять — гуляя, спросить — спросив, махать — махая, нарисовать — нарисовав, исчезнуть — исчезнув;
д) летать — летая, узнавать — узнавая, гулять — гуляя — гуляв, спросить — спросив, махать — махая — махав, нарисовать — нарисовал — нарисовав, исчезнуть — исчезнуя.
2. От каких глаголов можно образовать деепричастия настоящего, от каких — прошедшего времени?
а) от возвратных глаголов будущего времени;
б) от глаголов будущего времени;
в) от глаголов несовершенного вида с суффиксами -а- (-я-);
г) от глаголов совершенного вида с суффиксами -в-, -вш-, -ши-;
д) от глаголов с основой на шипящий;
е) от основ неопределенной формы глаголов с суффиксами -н- и -нн-.
3. Выберите строку с глаголами, от которых нельзя образовать деепричастия:
а) вязать, пахать;
б) разговаривать, поговорить;
в) бороться, держаться;
г) отдохнуть, видеть;
д) плакать, знать.
4. Укажите, чем выражено обстоятельство в предложении.
Вздыхая, ширится волна.
а) наречием;
б) существительным с предлогом;
в) числительным;
г) деепричастием;
д) существительным.
5. В каком предложении частица не написана правильно?
а) Мне не здоровится;
б) Справка была выписана не правильно;
в) Сергей обернулся, удивляясь и не доумевая;
г) Мой друг был работник не утомимый, зато затейник не угомонный;
д) Он исполнял весьма несложные пьесы.
6. Как спрягается глагол клеить?
а) я клею, ты клеишь, он клеит, мы клеем, вы клеете, они клеют;
б) я клею, ты клеишь, он клеит, мы клеим, вы клеите, они клеят;
в) я клею, ты клеишь, он клеет, мы клеим, вы клеете, они клеят;
г) я клею, ты клеешь, он клеет, мы клеим, вы клеите, они клеят;
д) я клею, ты клеешь, он клеет, мы клеем, вы клеете, они клеют.
7. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении.
Снежинки кружились в свете фар как будто застигнутые врасплох и панически разбегались в стороны сменяясь все новыми и новыми.
а) 4;
б) 2;
в) 0;
г) 3;
д) 1.
8. Определите количество пропущенных знаков в предложении.
Мать ускорив шаги догнала сына и стараясь не отставать от него пошла рядом.
а) 3;
б) 4;
в) 1;
г) 5;
д) 2.
9. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется.
а) Василиса Егоровна оставила меня в покое видя мое упорство.
б) Ходил Никонов согнув спину.
в) Трезор бежал впереди помахивая хвостом.
г) Закаркав отлетела ватага черных ворон.
д) Прочитав газету он отложил ее в сторону.
10. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется.
а) Баймаков слушал молча глядя в угол.
б) Хаджи-Мурат остановился бросив поводья и отстегнув чехол винтовки вынул ее.
в) Хорь присел на скамью и преспокойно поглаживая свою курчавую бороду вступил со мной в разговор.
г) Он ушел неохотно тяжело шаркая ногами.
д) Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.
11. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется.
а) Наталья о чем-то задумавшись смотрела на закат.
б) Она сидела у окна отвернувшись и казалась бледной.
в) Мальчик глядя в окно вагона счастливо улыбался.
г) Клим Самгин шагал по улице бодро и уступая встречным людям.
д) Облокотясь на бархат ложи девушка не шевелилась.
12. Укажите, какой член предложения обособлен.
Ключ юности бежит, сверкая и журча.
а) определение;
б) подлежащее;
в) сказуемое;
г) обстоятельство;
д) дополнение.
III. Итог урока
Домашнее задание
Сделайте работу над ошибками в тестах, выполненных на уроке.