Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Частицы - МОРФОЛОГИЯ
Цели: повторить разряды частиц; правописание и различение частиц не к ни.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка
— Запишите предложение, сделайте пунктуационный анализ.
Быстрыми шагами прошел я длинную “площадь” кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Л. Толстой).
II. Проверка домашнего задания
— Какие группы союзов вы знаете?
— Что связывают сочинительные союзы? Приведите примеры.
— Назовите группы сочинительных союзов.
— Для чего нужны подчинительные союзы?
— Назовите группы подчинительных союзов.
— Приведите примеры сложносочиненных предложений с разными подчинительными союзами.
— Какие части речи бывают сходны (омонимичны) с союзами?
— Назовите орфограммы союзов.
III. Работа по теме урока
1. Работа с учебником.
— Запишите предложение, найдите в нем служебные части речи, определите, для чего они служат:
Я как раз
Не бывал на флоте.
Мне бы лучше, вроде вас,
Поваром в пехоте.
А. Твардовский
— Есть ли в этом предложении частицы? Какова их роль в предложении?
(Чтение § 61, ответы на вопросы.)
— Какие бывают разряды частиц по значению и роли в предложении?
— Какова синтаксическая функция частиц?
— Возникают ли трудности в написании частиц? (Выполнение упражнения 338. Чтение § 62 (правописание частиц).)
— Какие частицы всегда пишутся отдельно?
— Какие частицы пишутся через дефис?
— От чего зависит написание частицы “е?
2. Составление таблицы “Правописание не со всеми частями речи”.
(Используется материал § 63.)
Таблица 25
Правописание не со всеми частями речи
Слитно |
Раздельно |
1. В словах, которые без не не употребляются. 2. С сущ., прил. и нареч. на -о, если образуется новое слово (можно заменить синонимом). 3. С полными причастиями без зависимых слов. 4. С прил., прич. и нареч., если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, абсолютно, чрезвычайно и т. д. (показывают степень проявления признака). 5. С отрицательными нареч., неопределенными и отрицательными мест, без предлога |
1. С глаг., дееприч., краткими прич., числ., краткими прил., не имеющими полной формы, со служебными словами и словами, которые пишутся через дефис. 2. С сущ., прил. и нареч. на -о, если есть или подразумевается противопоставление. 3. С полными прич., если есть противопоставление или зависимые слова. 4. С сущ., прил., прич. и нареч. на -о, если отрицание усиливается словами: далеко, вовсе, отнюдь, нисколько, ничуть и т. д. 5. Со сравнит, степенью прил. и нареч. |
Запомните! He-я (философский термин), невдалеке, неспроста, недаром, нехотя, недосуг, неохота. Как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало. |
3. Словарный диктант с комментированием.
Это отнюдь не лестное предложение; неприятное объяснение; невысокий, но отлично сложенный человек; ничем не потревоженная тишина; очень неясное положение; это абсолютно несложно; не реальная, а выдуманная история; сильное негодование; не специалисты, а дилетанты.
Выполнение упражнения 339.
Работа с таблицей 26.
Таблица 26
Различение частиц не и ни
не |
ни |
1. Для отрицания: не могу читать. 2. В составе сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, далеко не, отнюдь не, вовсе не. 3. В составе сочинительных союзов: не то... не то, не только..., но и, не то чтобы не... а, не то что не... а. 4. Перед первой и второй частью составного глагольного сказуемого (при глаг. мочь): не могу не увидеть. 5. В восклицательном или вопросительном предложении: Кто только здесь не бывал! |
1. Для усиления отрицания: никуда не хочу идти. 2. В составе отрицательных мест, и нареч.: никто, ни у кого, ниоткуда, нипочем. 3. Как повторяющийся союз: неизвестно, ни что он сделал, ни куда он уехал. 4. В устойчивых сочетаниях: ни то ни се, ни рыба ни мясо. 5. В придаточном предложении возле союзного слова (предложение имеет обобщающее значение): Куда ни приду, везде мне рады. |
Запомните! |
|
Не кто иной, как; не что иное, как (утвердительное) |
Никто иной (отрицательное); во что бы то ни стало |
Различайте! |
|
Не один (много) Не раз (много раз) Немало (много) |
Ни один (никто) Ни разу (никогда) Нимало (отнюдь) |
4. Словарная работа.
1. Не мог сказать; нет ни души; чуть ли не первый; отнюдь не лучший; остался ни с чем; не то, что раньше; ни письма, ни телеграммы не доходят; не могу не заметить; ни жив ни мертв.
2. Ну как не порадеть родному человечку! Куда ни посмотришь, везде знакомые лица.
Проверка “по цепочке”, обобщение наблюдений над употреблением не и ни.
5. Выполнение упражнения 340 (выборочно).
IV. Итог урока
Домашнее задание
1. § 61—64.
2. Упражнение 343.
3. Подготовиться к тестированию по теме “Служебные части речи”.