Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить классификацию сложноподчиненных предложений; закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (многокомпонентном сложноподчиненном предложении).

Ход урока

I. Орфографическая разминка

Был утренний час, и туман еще не рассеялся. В нем едва были видны очертания огромного корабля. Береговой ветер лениво теребил паруса, но, наконец, он усилился и развернул их. Все на корабле было белым, кроме парусов из ярко-алого шелка.

Ассоль сидела у окна и читала, но вдруг она заметила на синей морской глади белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила и побежала к морю. Сердце ее билось сильно-сильно. Временами то крыша, то забор закрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль торопилась миновать препятствие и снова увидеть корабль, боясь, чтобы он не исчез, как призрак. Мужчины, женщины и дети мчались к берегу кто в чем был. Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Все смолкли, со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерянная, счастливая, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От корабля отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей казалось, она знала с детства.

(По А. Гоину)

Задание: графически объясните орфограммы, встретившиеся в тексте.

II. Работа по теме урока

1. Беседа с классом.

— Что, кроме союзов, связывает части СПП?

— Всегда ли порядок частей СПП одинаковый (закрепленный)?

— Сколько придаточных предложений может быть в сложноподчиненном предложении?

2. Работа в тетрадях.

Задание: записать предложения, найти главную часть, придаточную. Выделить грамматические основы.

1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).

2. Первый зимний путь, если снег выпал ровно, при тихой погоде, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).

3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).

— Сколько грамматических основ в каждом записанном предложении?

— Место главной части по отношению к придаточным частям.

— Начертите блочные схемы этих предложений. Чем они отличаются друг от друга?

(Учащиеся строят схемы сложных многокомпонентных предложений с разными типами присоединения придаточных частей к главной:

1) последовательным подчинением;

2) однородным подчинением;

3) параллельным подчинением.)

3. Работа с учебником: чтение § 97. Беседа по содержанию.

— Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?

— Когда не ставится запятая между придаточными или главными предложениями в многокомпонентных сложноподчиненных предложениях?

— Какие виды подчинения придаточных главному существуют в многокомпонентных сложноподчиненных предложениях?

III. Закрепление

1. Выполнение заданий учителя.

— Из скольких частей состоит предложение и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с кареты, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова.

— Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше.

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 485: устно объяснить постановку знаков препинания.

Упражнение 483: письменно, с последующим комментарием знаков препинания. Задание: сделать синтаксический анализ пятого предложения (один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях).

IV. Итог урока

Домашнее задание

1. § 97.

2. Упражнение 484 — составить блочные схемы предложений 1, 3, 5; сделать синтаксический анализ предложения 6.






Для любых предложений по сайту: [email protected]