Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Однородные и неоднородные определения
Цели: обобщить знания об однородных и неоднородных определениях; научить различать однородные и неоднородные определения; закрепить навыки правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Задание 1, 2 проверяется методом взаимопроверки.
II. Проверочная работа
Работа выполняется на листочке и сдается учителю для проверки.
Упр. 342 (Розенталь Д. Э. Русский язык. 10—11 кл.).
Задание. Списать, расставляя знаки препинания. Найти однородные члены предложения, определить их синтаксическую функцию. Из седьмого предложения выписать все словосочетания, произвести синтаксический разбор.
III. Анализ теоретического материала
Задание. Придумать и записать предложения на каждый пункт правила.
Определения считаются однородными:
1) Если обозначают признаки разных предметов.
Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу. (М. Горький)
2) Если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с однородной стороны.
Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь. (И. Бунин) (Каждое из определений непосредственно относится к определяемому существительному (ливень), между определениями можно вставить сочинительный союз и.)
3) Если являются в предложении синонимами или эпитетами (красочными определениями).
Сплошная, беспросветная тьма нависла над осенним городом. Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались. (И. Тургенев) Старуха закрыла свинцовые, погасшие глаза. (М. Горький)
4) Если обозначают последовательное усиление признака того предмета, к которому относятся, то есть образуют смысловую градацию.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
5) Если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом.
И деревья, освещенные холодным огнем молнии, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы... (М. Горький) На белой, тщательно отглаженной скатерти появились медвежье мясо, вяленая сохатина... (В. Ажаев)
6) Если два и более одиночных определения стоят после определяемого слова (в этом положении каждое из определений непосредственно связано с определяемым словом и имеет одинаковую смысловую самостоятельность).
Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную. (А. Чехов)
7) Если противопоставляется другим определениям, относящимся к одному и тому же существительному (определяемому слову).
В окошечко билетной кассы протягивались то большие, мужские руки, то маленькие, женские. Теплые, пушистые варежки оказывались, однако, колкими, неудобными.
Определения считаются неоднородными:
1) Если характеризуют предмет с разных сторон, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям.
В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (М. Горький) Как-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (В. Короленко)
2) Если выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных.
Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере. На второй этаж вела витая железная лестница.
3) Если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с этим существительным.
Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок... (М. Горький)
IV. Закрепление материала
- Чем различаются неоднородные и однородные определения? Задание
1. Списать. Подчеркнуть как члены предложения неоднородные и однородные определения. Выделить грамматические основы. Указать вид сказуемых. Сгруппировать слова текста по орфограммам. Указать устаревшие слова, подобрать к ним синонимы.
Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе.
Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимо правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии.
(Л. Толстой)
2. Подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Найти неоднородные определения, выписать их вместе с определяемыми словами. Почему эти определения неоднородные? Укажите односоставные предложения и их вид. В предложениях второго абзаца подчеркните грамматические основы и укажите, чем они выражены.
Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.
Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате № 118-й привычке, сам себе бормотал.
И наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звезд.
Так летели в молчании долго, пока и сама местность внизу не стала меняться. Печальные леса утонули в земном мраке и увлекли за собою и тусклые лезвия рек. Внизу появились и стали отблескивать валуны, а между ними зачернели провалы, в которые не проникал свет луны.
(М. Булгаков)
V. Итоги урока
- Перечислите, когда определения являются однородными.
- Чем отличается однородное определение от неоднородного?
Домашнее задание
1. Упр. 342 (Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 кл.).
2. Повторить материал по теме «Согласованные и несогласованные определения».