Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи

Цели: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

Ход урока

I. Проверочная работа

Упр. 236 (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 кл.).

Списать текст, вставляя недостающие знаки препинания. Дополнительное задание. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения, выписать все словосочетания, указать способ связи. Выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения.

(Работа выполняется на листочках и оценивается учителем.)


II. Повторение теоретического материала по теме «Обращение»

- Что называется обращением?

- Что такое риторическое обращение? {Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрила, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин))

- Какие стилистические разновидности обращений вы еще знаете?

Обращения - метафоры:

Послушайте, кладбище законов, как вас еще называет генерал...

Обращения - метонимии:

...Смерть, а Смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (А. Твардовский)

Обращения - иронии:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)

Обращения - повторения:

Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л. Леонов)

Обращения фольклорные:

Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А. Кольцов)

Обращения - присловья:

Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! (Н. Гоголь)

- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?

Для разговорной речи, для просторечия характерные обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:

Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!

Обращения в усеченной форме без окончания:

Тань, идем в библиотеку?

Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:

Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф. Достоевский)

- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)

Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:

Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование. (А. Чехов)


III. Закрепление

Упр. 402 (Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 кл.)

Учитель диктует предложения (1, 3, 5, 9, 10, 13, 15), затем учащиеся объясняют поставленные знаки препинания и стилистические функции обращений с последующей самопроверкой по учебнику.


IV. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»

1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:

Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И. Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А. Чехов)

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине - то со строчной:

«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И. Гончаров) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! (Н. Некрасов)

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц - нет:

Ну, давай плясать! (Н. Островский) Ну как не порадеть родному человечку! (А. Грибоедов)

4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (Л. Толстой)

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»):

Собственность, значит, признает; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М. С.-Щедрин)

6. Слова-предложения da и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл, запятой или восклицательным знаком: Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л. Толстой)

Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:

О нет, то белеет туман над водой. (В. Жуковский)


V. Закрепление изученного

Упр. 391. Комментированное письмо.

- Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. (Работу учащиеся выполняют в тетради, один из учащихся по выбору учителя комментирует постановку знаков препинания.)


VI. Подведение итогов урока

- Расскажите о написании междометий.

- Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.


Домашнее задание

1. Выполнить упр. 392, 393. (В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. A. Чешко.)

2. Повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]