Особенности публицистического стиля

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Особенности публицистического стиля

Цели: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания.

Ход урока

I. Повторение и углубление изученного материала

Словарный диктант

(В качестве словарного диктанта можно использовать упр. 386, включив в него слово публицистика.)

Активизировать, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, деструктивный, колледж, волнующий, долг, достоинство, заставлять, оправдывать, оскорблять, память, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм; водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика.

- Определите, к какой части речи относятся записанные слова.

- Объясните значение слов: деструктивный, криминогенный, альянс.

Коммюнике - официальное сообщение о переговорах между государствами.

Транснациональный - выходящий за пределы одного государства, одной нации.

Девальвация - понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте.

Консолидация - упрочение, укрепление чего-либо.

Консенсус - общее согласие по спорному вопросу. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.

- Подберите однокоренные слова к слову публицистика, (Публицист, публицистический.)

- Составьте словосочетание со словом публицистический. (Публицистический стиль.)

- Вспомните, какие стили речи вы знаете?

Составляется обобщающая схема «Стили речи»:


Стили речи


Разговорный

Книжный

Научный

Художественный

Официально-деловой

Публицистический


- Вернемся к словарному диктанту. Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?


II. Обобщение знаний по теме «Публицистический стиль речи»

Работа с учебником (стр. 229, 230, 232, 237, 239, 241.) Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями учебника, выделяя основные особенности публицистического стиля. Основные особенности публицистического стиля:

1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.

2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

4. Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика;

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;

в) побудительные и вопросительные предложения;

г) риторические вопросы;

д) распространенные обращения;

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

5. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.


III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Работа по учебнику

Упр. 385 (I).

- Прочитайте текст. Укажите признаки публицистического стиля, проиллюстрируйте их примерами.

- Какие языковые средства, используемые в данном тексте сближают его с научными и художественными текстами?


Дополнительный материал

Данный текст - это обращение к публике (к судьям и заседателям) в форме устного монолога. В тексте ярко выражена авторская позиция и индивидуальность манеры высказывания; использованы высокие слова (господа, проникнуты, в строго беспристрастном и особенно внимательном отношении), восклицания (господа присяжные заседатели!), повторы (дела, свидетельские показания). Автор в своем обращении прибегает к использованию морально- этической лексики (искренность, правдивость, совесть, правда, истина). В выступлении использованы несложные синтаксические конструкции. Текст отличается логичностью, последовательностью, призывностью.

Данный текст имеет черты научного стиля речи, т. к. в выступлении использованы языковые средства, характерные для этого стиля: термины (дело, показания); логическая последовательность; выступление построено как научное рассуждение.

Есть приметы художественного стиля речи: фразеологические обороты книжного, характера (здравый смысл, дела проникнуты правдивостью).


IV. Подведение итогов урока

Назовите характерные признаки публицистического стиля речи.

- Расскажите, что общего у публицистического стиля с художественным?


Домашнее задание

1. Стр. 229, 230, 232, 237, 239, 241.

2. Упр. 385 (И часть, выполнить задание № 1 на с. 231).






Для любых предложений по сайту: [email protected]