Проверочная работа и работа над ошибками

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Проверочная работа и работа над ошибками

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

Оборудование: раздаточный материал с заданиями для проверочной работы в двух вариантах.

Ход урока

Вариант I

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский)

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский)

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский)

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов)

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов)

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков)

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин)

д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев)

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом, предложения.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский)

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев)

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов)

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев)

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Еще взмах весла - и ...

б) Мы вбегаем в комнату - и ...

в) Орел камнем бросается с высоты - и ...

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем (то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем освещении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л. гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах развернулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная.

(А. Чехов)

Ключи к варианту I:

1. а) - простое, б) - СПП, в) - БСП, г) - ССП.

2. а), г), д).

4. а), в).

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде - она вышла в сад на минутку - видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.

В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.


Вариант II

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала заднем без промежутка. (М. Лермонтов)

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко, воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица)

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин)

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет)

б) Н.Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов)

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов)

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов)

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов)

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов)

г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов)

д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев)

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн)

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов)

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев)

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И. Бунин)

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин)

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Раздался шорох - и ...

б) Четкий удар мячом - и ...

в) Сучок хрустнул - и ...

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Используется текст варианта 1.

Ключи ко варианту II:

1. а) - ССП, б), в) - СПП, г) - БСП.

2. в), г).

3. а), б), г).

4. а), г).

5. а), б).






Для любых предложений по сайту: [email protected]