СПП с придаточными определительными

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

СПП с придаточными определительными

Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.

Оборудование: раздаточный материал для работы по группам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Работа у доски

Рассказать, как различить союз и союзное слово.

Синтаксический разбор предложения

Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать что выполнил свой долг перед литературой. (К. Паустовский)

(Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой.

Повеств., невоскл., СПП с несколькими придаточными: главное предложение - № 2, придаточное условное - № 1, придаточное изъяснительное - № 3)

Осложненное списывание

Списать, расставить знаки препинания, определить, союзом или союзным словом прикрепляется придаточное предложение к главному.

1. Я знал сколько мужества проявила эта женщина в дни оккупации. 2. Никто не узнал куда ушли ребята. 3. Это был типичный донецкий город жизнь которого без завода невозможна. 4. В небольшой комнате куда я вошел было темно. 5. Мне казалось что небо стало еще темнее. 6. Не знаю что привлекает меня в этом человеке.


II. Повторение ранее изученного материала

- В предыдущем упражнении укажите СПП с придаточным определительным? (№ 3, 4. Отвечают на вопрос какой? Придаточные предложения относятся к имени существительному главной части СПП.)

Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части СПП и отвечают на вопросы какой? который? чей?

К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, кто, каков, где.

Выделяется группа таких СПП с придаточным определительным, в главной части которых обязательно употребляется местоимение. Придаточная же часть конкретизирует значение этого местоимения и отвечает на вопрос кто именно? что именно? Такие предложения некоторые ученые называют местоименно-соотносительными:

Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех, кто пел неверно. (А. Куприн)


III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Индивидуальная работа

Карточка 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите роль союзных слов в придаточных определительных.

1. Каждый человек - это мир который с ним рождается и с ним ум..рает (Г. Гейне) 2. И ст..белек травы досто..н того великого мира в котором он р..стет. (Р. Тагор) 3. Кто сам на себя много б..рет тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер) 4. Счастлив тот кому з..рею теплый ветер веет (И. Бунин) 5. За все что человек берет он платит собой. (М. Горький) 6. Все то чего коснется человек приобретает нечто человечье. (С. Маршак)

Карточка 2

Спишите, подчеркните грамматические основы предложений придаточных определительных.

1. После обеда в большом зале где поставили рядами стулья с резными спинками стали собираться на собрание на котором должен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья Федоровна Михель была самая привлекательная умная блестящая девушка того кружка в котором вр..щался Иван Ильич. 3. То переб..рая впечатления прошедшего сражения то радостно вообр..жая впечатление которое он производит известием о победе вспом..ная проводы главнокомандующего и товарищей князь Андрей ск..кал в почтовой бричке испытывая чувство человека долго ждавшего и наконец достигшего н..чала желаемого счастья. 4. Князь Андрей не только после своего путешествия но и после своего похода во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни испытывал приятное чувство отдыха среди тех р..скошных условий жизни к которым он привык с детства.

(Л. Толстой)

Работа по группам

Группа 1

1. Данные предложения разобрать по членам предложения, распространить определение, заменить его придаточным определительным. Как изменится смысл предложения?

Аромат цветущей сирени наполнял воздух. Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала о невыполненном обещании. Книга рассказывала об исследованных районах.

2. Придаточные предложения заменить обособленным определением.

Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.

Группа II

1. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Луга, на которых еще не скосили сено и сохранившие чудесный аромат, расстилались кругом. Дом, который заканчивали строить, выросший на улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.

2. Составить схемы предложений.

В воздухе уже не чувствовалось той пронизывающей сырости которая заметна в первую весеннюю пору когда реки в разливе. Мы по узкой тропинке забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Лермонтов) На снежном обрыве где желтели пятна и полосы золы которую сегодня утром выгребли из печек двигались маленькие фигурки. (Л. Павленко)

Группа III

1. Заменить приложение придаточным определительным и наоборот.

Весной 1823 года А. С. Грибоедову, который служил чиновником по дипломатической части, разрешили приехать из Персии в Россию. Для итальянца Растрелли, известного архитектора, Россия стала второй родиной. Архимед, который был величайшим математиком и физиком древности, жил в Греции. Софье Ковалевской, которая была первой в мире женщиной-математиком, не разрешили преподавать в университетах России.

2. Составить схемы предложений.

У него была мать, которую он страстно любил, и сестра, которую надо было вывести в люди. (В. Короленко) Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки. (Л. Толстой) Дом, в котором нет книг, подобен телу, которое лишено души. (А. Чехов) Она убежала в комнату, где прошла вся ее жизнь, села за свой столик, на котором стояли ее детские игрушки, и заплакала. (К. Паустовский)

Проверка работ

От каждой группы выступают два человека.


Проверочный диктант

Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и гуще был пороховой дым. (Л. Толстой) Мария Кириловна смягчила в своем переводе грубые выражения отца, и Кирила Петрович отпустил своего француза во флигель, где назначена была ему комната. (А. Пушкин) Телегу, где лежал Бессонов, дернуло, повалило, и Алексей Алексеевич покатился под шоссе, в канаву. (По А. Н. Толстому) В ту минуту, когда я собираюсь ложиться, широкая, бледная полоса лунного света ясно озаряет место, где я лежу, и я вижу что-то темное и большое, лежащее в шагах пяти от меня. (Л. Гаршин) В субботу, развешивая белье на чердаке, я вспомнил о книге, которую мне дали, достал ее и стал читать, стоя у слухового окна. (А. Горький) Продавщица бросила нож, которым резала ветчину, и, кивнув Павке головой, пошла через зал, пробираясь к боковой двери, ведущей в судомойню. (Н. Островский) Ровно в третий день после моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой. (Л. Толстой)


IV. Итоги урока


Домашнее задание

На основе данного простого предложения составить сложные предложения по данным схемам.

1. [ ], и [ ].

2. [ ], ( )? и [ ].

3. [ ]? и [ ], ( ).

4. [ ], ( ), и [ ], ( ).

5. [ ], ( ), ( ).

Образец. Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черемухи.

1. Распустилась душистая черемуха, и ребята принесли из леса букеты.

2. Распустилась душистая черемуха, которая в этом году цвела особенно буйно, и ребята принесли из леса букеты.

3. Распустилась душистая черемуха, и ребята принесли из леса букеты, которые наполнили ароматом весь дом.

4. Распустилась душистая черемуха, что в этом году цвела особенно буйно, и ребята принесли из леса букеты, которые наполнили ароматом весь дом.

5. Ребята отправились в лес, где было много черемухи, которая только что распустилась.






Для любых предложений по сайту: [email protected]