Обобщающее повторение - Урок 2

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Обобщающее повторение - Урок 2

Цели: обратить внимание на отличие элементов, осложняющих предложение, от членов предложения; повторить основные виды сложных предложений, способов передачи чужой речи и цитирования; прояснить сложные вопросы синтаксиса; отрабатывать навыки постановки знаков препинания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Письмо под диктовку упр. 224 с последующей взаимопроверкой (или разбор упражнений из Р—2: 357, 358).


II. Работа с учебником

Выполнение упражнений из Р-1 (устно): № 208, 216, 217, 221.


III. Повторение по вопросам

1. Какие слова грамматически не связаны с членами предложения? Какие знаки препинания используются в предложениях с грамматически не связанными членами?

(Обращения, вводные слова, междометий. Используются выделительные знаки.)

Дополнительные вопросы и задания

- Расставьте знаки препинания в записанных на доске предложениях, объясните роль выделенных слов.

1. Он кажется сегодня не придет. 2. Он кажется усталым сегодня. 3. Было знаете жарко. 4. Вы знаете его? 5. Никто однако не знал так лес, как он. 6. Я уже не надеялся на удачу однако мне повезло.

В предложениях 1, 3, 5 есть вводные слова, они выделяются запятыми:

Он, кажется, сегодня не придет. Было, знаете, жарко. Никто, однако, не знал так лес, как он.

В предложениях 2, 4 эти же слова являются членами предложения, в предложении 6 слово однако является союзом, синонимом союза но:

Я уже не надеялся на удачу, однако мне повезло.

- В каких случаях вводные слова не обособляются? Приведите примеры.

а) Не ставится запятая, если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота. Например:

Вероятно пораженная этим сообщением, женщина замерла.

б) Между сочинительным союзом и вводным словом не ставится запятая, если вводное слово нельзя опустить. Например:

Мы не только не опоздали на вокзал, а напротив, мы еще успели купить продукты в дорогу.

- Расскажите о знаках препинания при обращениях. Приведите примеры.

(Запятыми обособляются одиночные и распространенные обращения.)

Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты... (А. Блок) Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А. Твардовский)

Обращение может обособляться восклицательным знаком:

Друзья Людмилы и Руслана! / С героем моего романа / Без предисловий, сей же час / Позвольте познакомить вас. (А. Пушкин).


2. Какие члены предложения могут обособляться?

(Могут обособляться распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом; согласованные нераспространенные определения; приложения; обстоятельства.) Дополнительные вопросы и задания

- В каких случаях причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, является обособленным?

(Если он имеет добавочное обстоятельственное значение причины иди уступки.)

1. Встревоженный неожиданным известием, капитан растерялся. (Значение причины.) 2. Встревоженный неожиданным известием, капитан старался сохранять спокойствие. (Значение уступки.)

- Приведите примеры случаев обособления определений и приложений.

(Ответ:

а) если они относятся к личному местоимению:

Изумленная, она не могла найти слов. Геолог, он прошел почти все Приморье.

б) если определение оторвано от определяемого слова:

Дальше, вечно чуждый тени, моет желтый Нил раскаленные ступени царственных могил. (М. Лермонтов)

в) если после определяемого слова стоят два или более однородных согласованных нераспространенных определения:

Шел дождь, мелкий, нудный.

г) обособляются даже одиночные приложения, стоящие после определяемого слова:

Тот памятный гол забил Стрельцов, великий футболист. В раздевалку вошел Семин, тренер.

д) обособляются приложения с союзом как, если они имеют оттенок причинности:

Гуса Хиддинка, как хорошего тренера, пригласили руководить сборной России по футболу.

Не путать со случаем, когда союз как имеет значение «в качестве»:

Гус Хиддинк известен как хороший тренер.

- В каких случаях обычно обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду вследствие!

(Если они распространены и стоят перед сказуемыми:

Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников. (Н. Гоголь)

- Какие члены предложения чаще всего выступают в качестве уточняющих обособленных членов? Приведите примеры.

(Обстоятельства места и времени. Например:

Доктор Ливси сидел в углу комнаты, у пылающего камина. Осенью, обычно в середине сентября, наступает бабье лето.)


3. Какие способы передачи чужой речи вам известны?

(Чужая речь передается предложениями с прямой речью; предложениями с косвенной речью; простыми предложениями, когда указывается лишь тема речи: Незнакомец начал расспрашивать меня о родителях, об учёбе; простыми предложениями с вводными словами и предложениями: Зима, по прогнозам синоптиков, обещает быть теплее обычного.)

Дополнительные вопросы и задания

- Расставьте знаки препинания в предложении:

Какой вы веселый / сказал Петр Алексеевич и вдруг прибавил с неприятной улыбкой / Уже уходите / Напрасно /

«Какой вы веселый! - сказал Петр Алексеевич и вдруг прибавил с неприятной улыбкой: - Уже уходите? Напрасно!» (И. Бунин)

Примечание. Этот редкий случай прямой речи следует обязательно разобрать в классе: слова автора включают два глагола-сказуемых, относящихся к разным частям прямой речи, поэтому перед второй частью ставится двоеточие и тире.


4. Как оформляются в тексте цитаты?

(Цитаты могут передаваться в виде прямой речи, при помощи косвенной речи, вводиться в авторскую речь с вводными словами и без них.)

К сожаление, довольно часто приходится вспоминать слова Пушкина о «бессмысленном и беспощадном» русском бунте.

Дополнительные вопросы и задания

- Как оформляются цитаты из поэтических текстов? (Цитировать поэтический текст можно:

а) в строчку - в этом случае сохраняются прописные буквы в начале каждой строки, строки отделяются друг от друга косой чертой. Например:

В стихотворении «Скифы» Блок писал: «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из вас давно не любит!»

б) с сохранением деления на стихотворные строки - в этом случае кавычки не применяются, а цитата располагается посередине страницы. Например:

В стихах Бунина порой слышатся тютчевские мотивы:

Из рудников, из черной бездны

Нам звезды видны даже днем.

Гляди смелее в сумрак звездный –

Предвечный свет таится в нем!

Обратим внимание на произношение слова «звездный» - правильное произношение подсказывает рифмующееся слово «бездны».

- Каково пунктуационное и графическое оформление эпиграфа?

Эпиграф пишется без кавычек, примыкает к правому полю текста, ссылка на источник (автор, пословица, документ и т. п.) пишется ниже, без скобок и точки, тоже примыкает к правому полю.)


5. Какие виды сложных предложений вам известны?

(Союзные: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; бессоюзные предложения; предложения с разными видами связи.)


6. Какой бывает связь между частями сложного предложения?

(Союзная: сочинительная, подчинительная; бессоюзная.)


7. Перечислите виды придаточных предложений.

(Определительные, местоименно-определительные; изъяснительные, обстоятельственные; места, времени, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, причины, цели, следствия, уступки, присоединительные.)

Дополнительные вопросы и задания

- Как отличить союзные слова от союзов? Приведите примеры.

(Союзные слова являются членами предложения, к ним можно

поставить вопрос, их можно заменить значимым словом. Кроме того, на союзное слово падает логическое ударение. Например:

Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А. Ахматова)

Что - союзное слово (относительное местоимение), так как является подлежащим, отвечает на вопрос что?, первое слово можно заменить, к примеру, словом судьба, второе - словом трагедия.)

- В чем особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с общим членом?

(В этом случае запятая между частями сложного предложения не ставится. Например:

А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (И. Бунин)

Общее обстоятельство - на дворе.

У Николая душа ушла в пятки и неприятно засосало под ложечкой. Общее дополнение - у Николая.)


8. Какие сложные предложения называются бессоюзными?

(Сложное предложение, в котором простые предложения объединены без помощи союзов и союзных слов, называются бессоюзными.)

Дополнительные вопросы и задания

- Какие средства связи используются в бессоюзных сложных предложениях (БСП)?

(Средства связи - содержание и интонация.)

- Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие,* время, цель и другие.)

- Какие знаки препинания применяются в бессоюзных сложных предложениях в зависимости от разных смысловых отношений? Приведите примеры.

(В БСП со значением последовательности или одновременности событий ставится запятая, выражающая перечислительную интонацию. Например:

Солнце село, в доме с запушенными серыми стеклами брезжил тусклый свет, стояли сизые сумерки, было нелюдимо и холодно. (И. Бунин)

В БСП со значением последовательности или одновременности событий ставится точка с запятой, если предложения более распространены, если хотя бы в одном из них есть знаки препинания. Например:

Я любил смотреть в звездное небо подолгу, неотрывно; звезды мигали и завораживали.

В БСП со значением пояснения или причины второе предложение поясняет первое, между ними ставится двоеточие. В этом случае ко второму предложению можно добавить союзы что, потому что, а именно. Например:

Я говорю себе: вот еще невозвратно прошло столько-то лет; еще часть жизни оторвана... И вот слышится покашливанье: выходит тетка. (И. Бунин) Погода была ужасная: ветер дул, мокрый снег падал хлопьями.

В БСП со значением условия, времени, сопоставления между частями предложения ставится тире. В этом случае к первому или второму предложению можно добавить союзы и союзные слова а, но, словно, будто, если, когда, поэтому. Например:

Чин следовал ему - (а) он службу вдруг оставил. Служить бы рад - (но) прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) Посмотрит - (словно) рублем подарит. (Если) Любишь кататься - люби и саночки возить. (Когда)

Кончится дождь - пойдем за грибами. Хвалы приманчивы - (поэтому) как их не пожелаешь!

Тире ставится и в том случае, если предложения в составе БСП означают быструю смену событий, второе предложение является следствием первого. Например:

Дунул ветер - все дрогнуло, ожило и зашумело. Закроешь глаза - вся земля так и поплывет под ногами. (И. Бунин)


IV. Наблюдения за текстом: знаки препинания в конце предложения

Можно воспользоваться предложениями из упр. 227, 230 (Р—1). Можно подобрать предложения из текстов литературных произведений, изучаемых на уроках литературы, например, из рассказа Бунина «Антоновские яблоки». Обратим внимание на обилие многоточий в тексте рассказа. Например:

1. Помню раннее, свежее, тихое утро... 2. Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой... 3. И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...

- Какую роль играют многоточия?

(Многоточие выполняет не только синтаксическую функцию незавершенности, длительности, отрывочности, но и подчеркивает смену картин воспоминаний, подсказывает спокойную, задумчивую, неторопливую интонацию, создает грустное, ностальгическое настроение, настраивает на размышления.)

- Замечаем, что рассказ начинается с многоточия и заканчивается им. Почему?

(Многоточие выполняет в этом случае смысловую функцию. Впечатление такое, что Бунин показывает пласт воспоминаний, кусок жизни, часть ее бесконечного потока, поэтому многоточия обозначают условные границы изображаемого.)

- В чем особенность восклицательных предложений? (Восклицательные предложения в рассказе передают эмоциональность речи, оценку говорящего, часто используются для передачи речи героев. Например:

1. Вали, ешь досыта, - делать нечего! 2. Хозяйственная бабочка! 3. Ух, здорово! 4. Пора на охоту! 5. Как холодно, росисто, и как хорошо - жить на свете!

По структуре эти предложения односоставные. В предложении 3 междометие отделено запятой. Предложение 5 является сложным, состоит из односоставных предложений, связанных параллельно. Параллелизм касается и построения предложения (синтаксический параллелизм), и его смысла: в одном предложении соединены состояние природы и состояние человека (образный параллелизм).

Предложение начинается со слова как (в данном случае это частица). Подобные конструкции обычно являются восклицательными, например:

1. Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин) 2. Какой простор!)

- В чем особенность вопросительных предложений в рассказе?

(Эти предложения передают разговорную речь, в них есть характерные для разговорного стиля обращения и вводные слова:

1. Это вы, барчук? 2. И когда это ты умрешь, Панкрат? Небось, тебе лет сто будет? 3. Как изволите говорить, батюшка? (И. Бунин)

Кроме того, встречаются предложения, выражающие риторический вопрос. Эта фигура речи призвана привлечь внимание читателя:

Но что сделаешь теперь с гончими? (И. Бунин))

В каком порядке ставятся знаки препинания в вопросительном по цели высказывания предложении с восклицательной интонацией?

(Сначала ставится вопросительный знак, так как прежде всего он характеризует предложение, восклицательный знак имеет добавочное значение, выражает эмоции. Например:

Что же ты наделал?!)

- В каких случаях ставится вопросительный знак в бессоюзном сложном предложении?

(Если хотя бы вторая часть предложения является вопросительной. Например:

А у нас одна песня: что почем? (И. Бунин))


Домашнее задание

Из Р-1: письменно - упр. 232, 235, 237, 243, устно - упр. 236, 240, 241. Из Р-2: упр. 363 или 365, 369 (I или II ч.), 371 375, 377.

Задания по группам: подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису (разумеется, должны быть подготовлены и ответы на вопросы).






Для любых предложений по сайту: [email protected]