Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку

Цели: ознакомить учеников со структурой теста ЕГЭ; настроить их на серьезную работу по подготовке к экзамену; повторить сложные вопросы различных разделов языкознания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.


II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Примечание. Эти задания записывают на доске представители каждой группы, пока идет взаимопроверка упражнений и учитель дает консультации. По мере подготовки ученики выполняют задания, написанные на доске.

Желательно на каждом уроке менять тип заданий. Для слабых классов лучше иметь в запасе готовые варианты. В качестве примера учитель может сначала предложить следующие:

1. Фонетика. Сделать фонетический разбор слова осень.

о'-сень [о’-с’ьн’] - 2 слога.

о - [о’] - гласный, ударный;

с — [с’] — согласный, парный мягкий, парный глухой;

е - [ь] - гласный, безударный;

н - [н’] - согласный, парный мягкий, непарный звонкий;

(5 букв, 4 звука.)

2. Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова бездушный.

Бездушный <— без души; прилагательное образовано приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки без- и суффикса -н-.

Почему способ словообразования не приставочный? Ведь есть слово душный. Дело в том, что прилагательное душный имеет другое значение («с несвежим, спёртым воздухом, затрудняющий дыхание») и словообразовательно не связано с прилагательным бездушный (его значение «лишённый чуткости, холодный, безжизненный»).

3. Лексика. Сколько антонимов у прилагательного белый?

Белый - черный (цвет), белый - красный (как противопоставление представителей воюющих сторон в Гражданскую войну), белый - негр (как представители рас), белый - исписанный (лист бумаги), белый - поганка (грибы), белый - грязный (о чистоте: например, снег), белое - красное (о вине), белые - рифмованные (о стихах) и т. д. Таким образом, это антонимы контекстные, вне контекста эти слова не рассматриваются как антонимы.

4. Морфология. Определите род существительных: кенгуру, Токио, кофе, какао, шампунь, тюль, Сочи, Миссисипи, кашне.

К мужскому роду относятся кенгуру, Токио, кофе, шампунь, тюль, Сочи; к женскому - Миссисипи, к среднему - какао, кашне.

Несклоняемые имена существительные, обозначающие названия животных, относятся к мужскому роду. Род несклоняемых имен существительных - географических названий – определяется родом нарицательных существительных, к которым относятся эти названия. Токио, Сочи - мужского рода, потому что город - мужского рода; Миссисипи - женского рода, потому что река - женского рода.

5. Синтаксис. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и объясните их.

Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман нач..нал ра..ходит(ь)ся в д...линах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.

(Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.)

Два первых предложения в составе сложного имеют общее подчиненное, поэтому запятая между ними не ставится.


III. Знакомство с заданиями ЕГЭ

Задания единого государственного экзамена по русскому языку отличаются от стандартных тестов, которые включали задания в основном по орфографии, пунктуации и культуре речи. Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского языка средней школы, включает около сорока заданий разных типов. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяются владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применить их на практике, умение анализировать, текст, создавать собственный текст.

Что касается последних двух видов работы, опыт у вас довольно богатый: анализировать текст и писать сочинения вам приходилось довольно часто. Надо учесть, что сочинение в ЕГЭ необходимо писать, опираясь на помещенный в тесте текст. Выбор жанра остается за вами: сочинение-рассуждение, отзыв, эссе.

Основательно придется повторить теоретические вопросы по всем разделам языкознания - от фонетики до текста.

Если на экзамене вы заметили ошибку или неточность в формулировке задания, обратитесь к экзаменатору, который поможет вам правильно записать ваше замечание. Подобное иногда случается: все мы люди, а значит, можем ошибаться. Разумеется, за чужую ошибку вам не придется расплачиваться потерей балла.

Подробные материалы для подготовки к ЕГЭ и рекомендации вы найдете в книге «Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы», выпущенной издательством «Просвещение» в 2006 году и позже. Кроме того, можно пользоваться подобными пособиями, выпущенными ранее, начиная с 2003 года, а также демонстрационными вариантами тестов ЕГЭ-2003-2007, которые можно найти в Интернете. Структура этих вариантов несколько различается, но набор заданий в принципе одинаковый, сохраняются все основные характеристики вариантов предыдущих лет.

Мы будем готовиться к ЕГЭ последовательно, повторяя теоретический материал и выполняя практические задания в соответствии с формулировками тестов ЕГЭ, учитывая последние требования контрольных измерительных материалов (КИМов). Разумеется, выполним и несколько реальных тестов, разберем сложные случаи, предупредим возможные ошибки.

Примечание. Необходимо раздать ученикам образцы заданий ЕГЭ, чтобы они смогли оценить уровень предстоящего экзамена и познакомиться со структурой теста. Важно также заранее потренироваться в заполнении бланков ответов. Практика показала, что значительная часть ошибок происходит именно из-за неправильного или небрежного заполнения бланков. Необходимо, придерживаться образцов написания символов (цифр, букв), которые приводятся в шапке бланка.

ЕГЭ включает вопросы, требующие ответов трех типов.

К первому, под литерой «А», относятся готовые, сформулированные ответы (4 варианта к каждому вопросу), из которых надо выбрать один правильный и отметить крестиком в соответствующей клеточке бланка.

Второй тип, под литерой «В», требует написания во второй части бланка кратких ответов в виде слова, словосочетания, небольшого ряда слов или в виде цифры. Последние задания первой части, а также вся вторая часть теста связаны с заданным тестом, обычно публицистического содержания.

За каждое из правильно выполненных заданий под литерой «А» и «В» ставится 1 балл. Задание В8, требующее несколько ответов, оценивается по шкале от 0 до 2 баллов.

Третий тип, под литерой «С» - это сочинение-рассуждение. Оно должно опираться на заданный текст. Требования к объему сочинения: не менее 150 слов, включая служебные слова (союзы, предлоги, частицы), что равняется примерно объему среднего диктанта, сопоставимо с тестом, от которого вы отталкиваетесь. Это задание выполняется на отдельном бланке.

Отметим, что максимальное количество баллов, которое можно получить за сочинение - 20. Это треть из возможного количества баллов за всю работу.

На выполнение всей работы отводится 3 астрономических часа, т. е. 180 минут. После этого срока работы комиссией не принимаются.

Необходимо оставить достаточно времени, чтобы перенести ответы с черновика на бланки тестов. Лучше это делать последовательно: решить первую часть тестов - перенести на бланк, затем вторую, а в оставшееся время написать сочинение и успеть аккуратно переписать его. Черновики не рассматриваются, поэтому очень важно правильно и точно заполнить все бланки ответов.

Примечание. Все рекомендации по выполнению заданий тестов, заполнению бланков и т. д. необходимо повторить несколько раз в течение года, это действительно очень важно для успешной сдачи экзамена.

- Рассмотрим примеры заданий первого и второго типов.


Пример из заданий первого типа (выбор правильного ответа)

А) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?

1) у глубочайш..й завод..

2) куда бы н.. пошел, всюду н.. души

3) пр..терпеть л..шения

4) н.. знает н..чего

Задание. Объясните написание букв е и и в каждом примере.

Ответ: 2 (в тесте в соответствующей клеточке следует поставить крестик, цифру писать не надо).


Пример из задания второго типа (написать краткий ответ)

Б) Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова: пиар, Интернет, дискета.

Ответ: неологизм (или неологизмы) - допустимы оба варианта.

- Вспомните, что такое неологизмы и как они появляются в языке.

Примечание. Учителю важно знать, как распределяются задания в ЕГЭ. Мы будем рассматривать разделы языкознания последовательно, от фонетики до текста, в качестве иллюстративного материала подключая соответствующие задания ЕГЭ.


Примерное распределение заданий в ЕГЭ

Часть 1

Ответы отмечаются в бланке крестиком - в клеточке, соответствующей номеру выбранного ответа.

А1 - фонетика;

А2 - орфоэпия.(постановка ударения);

А3 - определение лексического значения слова;

А4 - выбор грамматически правильной формы слова;

А5 - выбор грамматически правильного согласования частей предложения (обычно с деепричастным оборотом);

А6 - выбор грамматически правильного согласования слов внутри предложения;

А7-А12 - эти задания относятся к небольшому тексту, опираясь на который, надо найти:

- правильный порядок предложений, связь между предложениями текста (А7, А8);

- грамматическую основу одного из предложений (А9);

- верную характеристику одного из предложений (А 10);

- правильную морфологическую характеристику одного из слов текста (А11);

- значение одного из слов текста (А12);

А13 - определение одной из морфем данного слова;

А14-А20 - задания по орфографии (н и ни в разных частях речи, безударные гласные в корнях слов, гласные и согласные в приставках, окончания глаголов и их форм, о и е после шипящих в различных частях речи, слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи, слитное или раздельное написание слов и т. д.);

А21-А27 - задания по пунктуации (запятая в простом и сложном предложении, запятая при причастных и деепричастных оборотах, запятая при вводных словах и обращениях, двоеточие и тире в простых и сложных бессоюзных предложениях, знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи);

А28 - задание по синтаксической синонимии.

Задания A29-A31 и В1-В8 опираются на приведенный в тесте текст:

А29 - задание на восприятие текста (определение тезисов, нашедших или не нашедших отражения в тексте);

А30 - определение типа речи и стиля текста,

А31 - задание по лексике (нахождение в тексте фразеологизмов, синонимов, антонимов и т. п.).


Часть 2

Ответы записываются в клеточках бланка ответов словами или цифрами без пробелов.

В1 - определение способа словообразования;

В2 - определение частей речи и их форм;

В3 - определение типов связи в словосочетаниях;

В4 - определение видов простых предложений (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное и т. д.);

В5 - определение осложнения предложения обособленными членами (обстоятельствами, приложениями и т. д.);

В6 - определение видов придаточных предложений;

В7 - определение способов связи между предложениями в тексте;

В8 - определение средств выразительности, встретившихся в тексте.


Часть 3

Часть С выполняется на отдельном бланке.

Предполагает написание сочинения на основе данного в тесте текста. Комплексный анализ этого текста, проведенный по заданиям А29-А31 и В1-В8, можно рассматривать как подготовительную работу к сочинению.


Домашнее задание

Задания по группам: подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Из Р-1: упр. 236, 237.






Для любых предложений по сайту: [email protected]