Синтаксис. Пунктуация в простом предложении

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Синтаксис. Пунктуация в простом предложении

Цели: показать связь синтаксиса и пунктуации; разобрать соответствующие задания тестов ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания


II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.


III. Разбор заданий тестов ЕГЭ

1. Слово учителя.

Разберём практические задания, касающиеся постановки знаков препинания в простом предложении. Такие задания помещены в тестах ЕГЭ под литерой «А». Начнем с заданий, которые перекликаются с разобранными на предыдущем уроке (пунктуация в предложениях с вводными конструкциями и обособленными членами).

Примечание. Теоретические сведения по пунктуации в простом предложении см. в уроках 2 и 3.


2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Эта безлунная ночь (1) казалось (2) была так же прекрасна и великолепна, как прежде. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и поэтому вблизи все (3) казалось (4) задернутым почти черной завесой.

1) 1, 2, 3, 4;

2) 1, 2;

3) 3, 4;

4) 2, 4.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Май (1) по словам старожилов (2) всегда был тёплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.

1) 1, 2;

2) 1, 2, 3, 4;

3) 3, 4;

4) 1, 3.

Комментарии учителя

Сложность заключается в том, что причины постановки запятых не определены. Однако при внимательном чтении задания можно заметить подсказку: одинаковые слова, играющие разные роли в предложениях.

В 1-м задании в одном случае казалось - вводное слово, в другом - член предложения. Мы знаем, что вводные слова выделяются запятыми. Как отличить их? Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно мысленно убрать из предложения без потери его основного смысла. Получаем правильный ответ - 2:

Эта безлунная ночь, казалось, была так же прекрасна и великолепна, как прежде. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и поэтому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой.

В первом предложении казалось - вводное слово, оно не является членом предложения, а лишь вносит оттенок вероятности, поэтому выделяется с обеих сторон запятыми. Во втором предложении слово казалось входит в состав именного сказуемого, запятая не нужна.

Второе задание аналогично первому: и здесь в одном случае встречаем вводные слова, в другом - члены предложения:

Май, по словам старожилов, всегда был теплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта по словам дилетантов никак нельзя.

Правильный ответ под цифрой 1: в первом предложении выделяются вводные слова (ссылка на источник сообщения), во втором - словосочетание по словам дилетантов является дополнением.

Остановимся на нескольких словах, которые бывают вводными, а бывают и членами предложения.

Однако обычно является вводным, если стоит в середине или в конце предложения:

Хочу, однако, заметить, что вы не правы. Мне стоило прислушаться к вашему мнению, однако.

Однако может быть синонимом союза но:

Был уже конец сентября, однако (= но) деревья еще не пожелтели. Еще одна роль слова однако - междометие:

Однако, какой мороз!

Как и все междометия, в этом случае однако выделяется запятой. Всегда вызывает вопросы слово наконец. Оно является вводным, если по значению примерно равно и еще, да еще и или выражает оценку:

Это была красивая, умная и, наконец, добрая собака. Да замолчите же вы, наконец!

Если же это слово примерно равно под конец, напоследок, после него можно подставить частицу -то, тогда оно является членом предложения, обстоятельством, и не выделяется:

Часы внизу долго шипели и наконец (-то) пробили полночь. Наконец (-то) дни стали длиннее.

Не ставится запятая, если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота:

Вероятно испуганный появлением человека, зверек кинулся наутек. (Подобное предложение мы разбирали на прошлом уроке.)

Не ставится запятая между сочинительным союзом и вводным словом, если вводное слово нельзя опустить:

После поражения он не только не опустил руки, а напротив, в нем проснулась спортивная злость.

А теперь обратимся к заданиям, связанным с причастными и деепричастными оборотами.

Задания

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1;

2) 1, 2;

3) 1, 3;

4) 1, 2, 3.

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звёздами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 - выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1, 3 — выделяется причастный оборот;

4) 1, 2- выделяется деепричастный оборот.

Комментарии учителя

Эти одинаково сформулированные задания касаются знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах. Работу облегчает то, что место возможных запятых уже определено. Если мы правильно определим вид оборота, поддела уже будет сделано. Рассмотрим 3-е задание.

Начнем с определения грамматической основы: корабль стоял. Зададим вопрос: стоял (как? каким образом? что делая?) - примостившись. Слово обозначает добавочное действие, является деепричастием.

Теперь важно найти границы деепричастного оборота. Задаем вопросы, пока не кончится цепочка: примостившись (как?) - ловко, (где?) - между судами-великанами. Мысленно убираем полученный деепричастный оборот из предложения, чтобы убедиться, правильно ли определены границы оборота: Наш корабль [...] ещё долго стоял в гавани.

Значит, верный ответ под номером 3. Только не перепутайте цифры, которыми обозначены места запятых с номером самого примера - это, к сожалению, случается часто.

Напомним, что деепричастные обороты выделяются независимо от их места в предложении.

Рассмотрим 4-е задание.

Она сформулировано несколько иначе: уже указаны возможные объяснения постановки запятых. Начинать надо, конечно, с грамматической основы - небо опустилось. Небо (какое?) - усыпанное - причастие, т. к. является признаком предмета по действию (образовано от глагола усыпать). Значит, четвертый вариант (с деепричастным оборотом) отбрасываем. Причастный оборот определяем по цепочке вопросов - сплошь усыпанное зимними звездами. Обнаруживаем еще одно причастие - спящих, но оно не имеет зависимых слов, значит, верный ответ и здесь под номером 3: правильно указаны и объяснены все запятые под цифрами (1) и (3).

Рассмотрим случаи, когда выделяются или не выделяются причастные обороты.

Приставленная к стене дома деревянная лестница вела на чердак.

Грамматическая основа - лестница вела. Лестница (какая?) - деревянная - прилагательное, тесно связанное с определяемым словом; лестница (какая?) приставленная (причастие, так как отвечает на вопрос какая?, образовано от глагола приставить и обозначает признак предмета по действию). У причастия есть зависимые слова: приставленная (к чему? куда?) к стене; к стене (чего? какой?) дома, значит это причастный оборот, границы его определены. Он стоит до определяемого словосочетания деревянная лестница, значит, запятая не нужна.

Деревянная лестница, приставленная к стене дома, вела на чердак.

В этом случае причастный оборот стоит после определяемого словосочетания и выделяется с обеих сторон запятой.

А) Утомленный долгой дорогой, путник продолжал идти дальше.

Б) Утомленный долгой дорогой, путник остановился на ночлег.

Несмотря на то что причастный оборот в примерах 1 и 2 стоит до определяемого слова, запятая нужна, так как оборот имеет дополнительное значение: в примере А - уступительное (= несмотря на усталость), в примере Б - причины (= из-за усталости).

В конце урока рассмотрим более легкие задания, относящиеся к пунктуации в простых предложениях с различными союзами и однородными членами.

Задания

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.

2) Зарево полыхало как над городом так и далеко вокруг.

3) В словах друзей было и восхищение и благодарность и любовь.

4) Все белки или протеины очень похожи по своему химическому составу.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

2) Садков одинаково хорошо писал как городские так и сельские пейзажи.

3) Я видел только бой да слышал канонаду.

4) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.

Комментарии учителя

Задания одинаково сформулированы. Прочитав все предложения блока, делаем вывод, что перед нами предложения с однородными членами, с сочинительными союзами. Наша задача - найти предложение с одной запятой.

Необходимо сделать синтаксический разбор предложений, чтобы понять роль союзов и разобраться с пунктуацией.

5-е задание:

Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.

Здесь два ряда однородных членов: сочинительный союз и соединяет однородные сказуемые (достиг и визжал) и однородные обстоятельства (долго и зло). Запятая не нужна.

Зарево полыхало как над городом, так и далеко вокруг.

Запятая ставится перед второй частью двойного (парного) союза как.., так и. То есть правильный ответ - 2.

Напомним другие двойные (парные) союзы: если не.., то; не только.., но и.

Всё же выполним оставшуюся часть задания.

В словах друзей было и восхищение, и благодарность, и любовь.

Запятые поставлены при повторяющихся союзах и. Повторяться могут союзы и ... и, да ... да, ни ... ни, или ... или, либо ... либо, то ... то.

Все белки, или протеины, очень похожи по своему химическому составу.

Двумя запятыми выделяется уточняющее слово с союзом или. Здесь важно различать роль союза или: он может быть разделительным и уточняющим. Сравним:

1. По снежным просторам Заполярья люди приспособились ездить на оленях или на собаках. (Союз разделительный, показывает возможность двух вариантов.)

2. В любой школе есть модель земного шара, или глобус. (Союз уточняющий: модель земного шара и есть глобус.)

Четвертое предложение аналогично предложению 2 с уточняющим союзом. Подобные выражения выделяются запятыми с обеих сторон.

6-е задание:

По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

Здесь, как и в первом предложении 5-го задания, два ряда однородных членов: сочинительный союз и соединяет однородные сказуемые (собирались и читали) и однородные подлежащие (дети и взрослые). Запятая не нужна.

Садков одинаково хорошо писал как городские, так и сельские пейзажи.

Запятая ставится перед второй частью двойного (парного) союза как.., так и. То есть правильный ответ, как и во втором предложении 5-го задания - 2.

Я видел только бой да слышал канонаду.

Союз да в данном случае равен союзу и, соединяет однородные сказуемые с дополнениями, значит, запятая не нужна.

Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.

Союз или в этом случае разделительный, предполагает выбор вариантов (затаились или покинули), запятая не нужна.


Домашнее задание

Из Р-1: упр. 242, 247.

Из Р-2: упр. 360, 363.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.






Для любых предложений по сайту: [email protected]