Синтаксис и культура речи

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Синтаксис и культура речи

Цели: показать связь синтаксиса и культуры речи; разобрать соответствующие задания тестов ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания


II. Работа по труппам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.


III. Разбор заданий тестов ЕГЭ

1. Слово учителя.

В каждом тесте ЕГЭ есть задания по культуре речи. Они касаются выбора грамматически правильного согласования слов внутри предложения, выбора грамматически правильного согласования частей предложения, синтаксической синонимии.

Разберем эти вопросы на примере конкретных заданий.


2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Вы оплатили проезд в автобусе?

2) Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

3) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

Комментарии учителя

Первый пример 1-го задания (Вы оплатили проезд в автобусе?) не содержит ошибки, но заслуживает внимания. Мы постоянно слышим подобные фразы в искаженном виде: Оплатите за проезд, или У кого еще за проезд не плочено?, и уже так привыкли, что принимаем их как должное. Здесь нарушены нормы согласования. За проезд можно заплатить, проезд надо оплачивать.

В примере этого задания под номером 2 ошибка в управлении в предложении с однородными членами: Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы. Первое сказуемое не согласуется с дополнением тайны. Исправим: Ученые хотели вникнуть (во что?) в тайны природы и познать (что?) их. Правильный ответ - 2.

Третий и четвертый примеры без ошибок, синтаксические нормы соблюдены.

Во 2-м задании ошибка в предложении 3 (Правильный ответ - 3):

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами:

Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу. Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и очень острые.

- В чем заключаются ошибки? Как их исправить?

Причастие не согласовано с определяемым словом. От этого слова надо поставить вопрос, окончание которого подскажет нужную форму причастия.

Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу. Среди вопросов (каких?), заданных на пресс-конференции, были и очень острые.

Исправим наше предложение:

Одному из героев (каких?) романа, ищущих смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Приведем другие примеры согласования, в которых часто делают ошибки:

заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;

превосходство над чем(кем)-либо - преимущество перед чем (кем)-либо;

упрекать в чем-либо - осуждать за что-либо;

удивлен чем-либо - удивляться чему-либо;

уделить внимание чему-либо - обратить внимание на что-либо;

озабочен (озабоченность) чем-либо - заботиться (забота) о чем-либо;

обрадован чем-либо - обрадоваться чему-либо;

беспокоиться о чем(ком)-либо - тревожиться за что(кого)-либо;

свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;

отзыв о чем-либо - рецензия на что-либо;

вера во что-либо - уверенность в чем-либо.

Синтаксические ошибки весьма широко распространены в устной и письменной речи и проникли в средства массовой информации. Вот несколько наиболее типичных.

Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах.

В этом сложноподчиненном предложении придаточное предложение ошибочно: подлежащее и сказуемое не согласованы. Исправим:

Те, кто не набрал нужное количество голосов, не прошли на выборах.

Во 2-м задании под номером 1 приведен пример согласования существительного с производным предлогом. И хотя ошибки в нем нет, рассмотрим его подробнее:

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

Коварные предлоги благодаря, согласно, вопреки подводят людей преимущественно в письменной речи, часто попадаются в официальных сообщениях, в докладах и т. п. И люди попадаются в расставленные ловушки:

Согласно договора исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписания. Благодаря непогоды урожай собран небольшой.

Все эти предложения содержат одну и ту же ошибку: неправильное согласование производного предлога с зависимым словом.

Запомним: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа. Исправим предложения:

Согласно (чему?) договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки (чему?) предписанию.

Третье предложение содержит еще и смысловую ошибку: предлог благодаря используется только в положительном смысле, поэтому заменяем его нейтральным:

Из-за непогоды урожай собран небольшой.

С предлогом благодаря возможна такая конструкция:

Мы выиграли благодаря (чему?) поддержке болельщиков.

Еще один с виду невинный, но коварный предлог - по, ошибки с его участием наблюдаем сплошь и рядом:

По истечению депутатского срока назначаются новые выборы. По окончанию передачи смотрите рекламу. Работы начинаются сразу по заключению договора. По приезду сдайте отчет о командировке.

Правильно так:

По истечении депутатского срока назначаются новые выборы. По окончании передачи смотрите рекламу. Работы начинаются сразу по заключении договора. По приезде сдайте отчет о командировке.

Этот же предлог употребляется в сочетании скучаю по вас (допустимо: по вам). Напоследок:

Согласование играет большое значение для правильного построения фразы.

Найдите ошибку в этом предложении. Ошибка произошла из-за несочетаемости слов играть и значение. Правильные варианты: иметь значение, играть роль.

Перейдем к другим заданиям по обнаружению речевых ошибок.

Задания

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Анализируя стихотворный текст,

1) мной был неверно определен размер.

2) помните об особенностях поэтической речи.

3) у нас завязался спор.

4) часто не учитывается ритм и интонация.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Храня память о прошлом,

1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

Комментарии учителя

Перейдя к заданию на синтаксические нормы, ошибки заметили во всех примерах, кроме второго.

Обратите внимание на только что услышанное предложение. Нет ли и в нем нарушения синтаксических норм? В чем заключаются эти ошибки? Как исправить предложение? Напишем его на доске.

Синтаксические нормы в предложении нарушены. Первая часть - деепричастный оборот. Деепричастие обозначает дополнительное действие, а основное действие выражено сказуемым заметили. Где подлежащее? Если это слово ошибки, то мы имеем пример характерной грамматической неправильности. Оба действия - основное и дополнительное - должен выполнять один и тот же субъект. Он может быть выражен и неявно: в случае определенно-личного предложения легко восстанавливается, неопределенно-личного - выражается через сказуемое, в случае безличного - подразумевается. Если в нашем случае предложение является неопределенно-личным, а слово ошибки - прямое дополнение, то неправильности нет.

Предложение построено так, что допускает двойное толкование, а этого следует избегать.

Исправим неточность:

Перейдя к заданию на синтаксические нормы, мы заметили ошибки во всех примерах, кроме второго.

Примечание. Можно пользоваться этим приемом довольно часто: в качестве примеров «невзначай» приводить фразы, относящиеся к теме разговора на уроке, а после фиксировать на них внимание детей. Можно допускать в речи учителя нарочитые ошибки, но они должны обсуждаться по горячим следам.

Постепенно дети приучатся следить за чужой речью, а значит и за своей, более внимательно, это превратится в своеобразную игру (конечно, не надо злоупотреблять таким приемом). Ошибки могут быть и случайными. Дети не должны бояться исправлять учителя. Важно понять, что учитель - живой человек, а ошибки могут быть у всех.

Вспомним слова Пушкина: «...без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Они не лишены иронии, но показывают отношение к языку как к свободной стихии. Эту стихию образованный, грамотный человек может обуздать, используя свои знания.

В обоих заданиях, сформулированных одинаково, грамматические ошибки более явные. Разберем 1-е задание:

Анализируя стихотворный текст,

1) мной был неверно определен размер (в качестве субъекта выступает слово размер, выходит, это он анализировал текст? - ошибка);

2) помните об особенностях поэтической речи (определенно-личное предложение; легко восстанавливается субъект - вы - ошибки нет);

3) у нас завязался спор (в качестве субъекта выступает слово спор - ошибка);

4) часто не учитывается ритм и интонация (в качестве субъекта выступают слова ритм и интонация - ошибка).

Правильный ответ - 2.

Аналогично положение во 2-м задании:

Храня память о прошлом,

1) ученым понадобилось много времени на изучение старинных летописей (предложение безличное, нет субъекта действия, а значит деепричастие употребить нельзя - ошибка);

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории (деепричастие означает дополнительное действие к составному именному сказуемому стали частью; есть субъект действия -монастыри хранили память - ошибки нет);

3) изучение истории имеет большое значение (в качестве субъекта выступает слово изучение - ошибка);

4) это помогает лучше понять настоящее (в качестве субъекта выступает местоимение это, подразумевается «прошлое», но грамматической связи между местоимением и существительным нет - ошибка).

Правильный ответ - 2.

Напомним классическую фразу Чехова из рассказа «Жалобная книга»:

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Заметим, что все подобные задания в тестах ЕГЭ связаны с употреблением в речи именно деепричастных оборотов.

Наконец, выполним задания по синтаксической синонимии. Что это такое?

В предложении иногда можно заменить отдельные слова или словосочетания другими без потери смысла предложения. Например: Смотрю на тебя и удивляюсь. - Смотрю я на тебя и удивляюсь. Первое предложение - определенно-личное, второе - двусоставное. Они вполне равнозначны по смыслу, хотя во втором есть подлежащее, а в первом оно лишь подразумевается. Другой пример:

В этом году был богатый урожай яблок, и мы наварили много варенья из яблок. - В этом году был богатый урожай яблок, и мы наварили много яблочного варенья.

Первое предложение содержит несогласованное определение, в данном случае его лучше заменить согласованным (второе предложение).

Все это примеры синтаксических синонимов.

А теперь перейдем к заданиям ЕГЭ.

Задания

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Поэзия Фета - сама природа, которая глядит через человеческую душу.

2) Знаешь ли ты человека, на которого ты бы хотел походить?

3) Взволнованные монологи Чацкого обращены к людям, которые не желают никаких перемен.

4) Старый дуб, у которого было обширное потомство, доживал свой век.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Эта музыка, к которой я никогда не мог оставаться равнодушным, снова поразила меня.

2) В центре романа - герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.

3) Хлынул дождь, и мы бросились к сараю, который стоял на краю села.

4) Все помещики, у которых гостил Чичиков, имеют какую-то одну характерную черту.

Комментарии учителя

Правильный ответ для 1-го варианта - 2, для 2-го - 4. Все остальные предложения можно заменить синонимичными:

1) Поэзия Фета - сама природа, глядящая через человеческую душу. Взволнованные монологи Чацкого обращены к людям, не желающим никаких перемен. Старый дуб, имевший обширное потомство, доживал свой век.

2) Эта музыка, никогда не оставляющая меня равнодушным, снова поразила меня. В центре романа - герой, противостоящий обществу и вступающий в конфликт с ним. Хлынул дождь, и мы бросились к сараю, стоявшему на краю села.

В предложениях «Знаешь ли ты человека, на которого ты бы хотел походить?» и «Все помещики, у которых гостил Чичиков, имеют какую-то одну характерную черту» замена придаточной части причастным оборотом невозможна: «мешают» субъекты действия в придаточных частях (ты; Чичиков). Заметим, что в предложении «Эта музыка...» подлежащее я превратилось в дополнение меня. В предложении «Все помещики...» подобная замена невозможна.


Домашнее задание

Из Р-1: упр. 241.

Из Р-2: упр. 411-414.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.






Для любых предложений по сайту: [email protected]