Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Применение официально-делового стиля речи
Цели: показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни; развивать умение пользоваться этим стилем на практике.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение и разбор двух-трех работ (анализ текста).
II. Официально-деловой стиль
В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы уже писали самостоятельно. Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов.
- Попробуем составить несколько таких документов.
1. Заявление
Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в родительном падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется с прописной буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа - подпись заявителя. Аналогично оформляются такие документы, как расписка, доверенность, апелляция.
Например:
Директору средней школы № 342
Анисимову Н. П.
ученика 11 Б
класса Третьякова P. O.
Заявление
Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 11 и 12 февраля 2008 г. по семейным обстоятельствам.
8 апреля 2008 г. (подпись)
2. Доверенность
Доверенность
Я, Крученых Мария Николаевна, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за март 2008 г. Крученых Антону Сергеевичу.
Мой паспорт: (данные).
Паспортные данные Крученых Антона Сергеевича: (данные).
2 апреля 2008 г. (подпись)
3. Апелляция
Написание апелляции может пригодиться в случае несогласия абитуриента с оценкой письменной экзаменационной работы.
Председателю
апелляционной комиссии
Хабаровского медицинского института
профессору Маланину Ю. В.
абитуриента Григорьева А. Д.,
поступающего на стоматологический факультет.
Апелляция
Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками на 2-й и 3-й страницах сочинения.
20 июля 2008 г. Григорьев.
4. Резюме
Это совершенно необходимый вид документа, который должны уметь составлять все, кто хочет найти хорошую работу. Часто в объявлениях о приеме на работу просят претендентов послать свое резюме. Обычно в резюме указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, гражданство. Затем следуют сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков, степень владения компьютером, стаж работы. Здесь вы можете написать об особых заслугах, которые, по вашему мнению, могут сыграть решающую роль при рассмотрении вашего резюме: диплом с отличием, опыт работы в данной сфере деятельности, наличие печатных работ, стажировка за границей и т. п. Далее следует указать ваш адрес, телефоны (служебный, домашний, мобильный), место работы и должность. Можно приложить рекомендации (отзывы о вашей работе или учебе).
Резюме
Парфенов Михаил Дмитриевич
7 июля 1990 г., г. Тверь
Не женат.
Гражданин РФ.
Домашний адрес: г. Тверь, ул. Свободы, д. 43, кв. 89. Тел. 63-74-48.
В 2007 г. закончил среднюю школу № 67 с углубленным изучением математики, информатики и английского языка. В этом же году поступил на механико-математический факультет ТГУ. Углубленно занимаюсь программным обеспечением компьютеров. Владею английским языком.
К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.
12 февраля 2008 г. Парфенов.
III. Работа по учебнику
Проводится работа с упражнениями из учебника Р-1: 472, 473, 474, 475, 476 (устно, по выбору).
Домашнее задание
Из Р-1: упр. 463, 466, 469, 470.