Однородные члены предложения

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Однородные члены предложения

Цели: обобщить знания по теме «Осложненное предложение (однородные члены предложения)»; закрепить навыки правописания не с разными частями речи.

Ход урока

I. Словарный диктант

Ваза не хрустальная, дети здоровы, не простужены, незамечаемые прежде ошибки (прилаг.), нерастворимый порошок (прилаг.), необозримые просторы, глубоко не изученный вопрос, недосолить суп, недаром выделили, поступок неразумен, не с кем поговорить, независимая экспертная комиссия, не замечаемые мной недочеты, неизгладимый след, отдать вещь не даром, сливы некрупные, но сладкие, недоумевающий взгляд, идти не спеша, добро по указу не добро.'


II. Повторение, обобщение теоретического материала об однородных членах предложения

- Дайте понятие однородности. (Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения и не зависят друг от друга.)

- Какая связь между однородными членами предложения? (Однородные члены предложения связаны между собой с помощью особой, перечислительной интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов.)

- Назовите морфологическое выражение однородных членов. (Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но это условие не является обязательным.)

- Назовите условие, когда повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения.

Повторяющиеся слова не являются однородными членами:

а) если служат для выражения усиления: И между нами - дожди, дожди. Повторяющиеся, слова могут образовывать сложные слова, тогда в них ставится дефис: еле-еле, синий-синий;

б) при повторе двух глаголов в одинаковой форме. Такие глаголы образуют простое осложненное сказуемое. Запятая внутри такого сказуемого не ставится: Пойду посмотрю. Хожу да и хожу;

в) при наличии повторяющихся союзов в составе фразеологизмов: о том о сем, ни рыба ни мясо. Запятая внутри таких фразеологизмов не ставится.

- Перечислите разряды (группы) сочинительных союзов по значению. (Соединительные: и, да (в значении «и»), ни, не только..., но и, как..., так и; противительные: а, но, зато, да (в значении «но»), однако же; разделительные; или, или... или, либо, то... то, не то... не то.)

- Перечислите знаки препинания между однородными членами предложения. (Между однородными членами предложения может ставиться запятая, точка с запятой (разделяет однородные члены предложения, в случае если те распространены или осложнены обособленными членами предложения). Тире ставится, когда однородные члены предложения противопоставляются друг другу и не связаны союзами.)


III. Закрепление материала

Упр. 230. Устная аналитическая работа.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, установите, как они связаны, укажите, какими знаками препинания они разделены.

Дополнительное задание. Запишите первые пять предложений, объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы, разберите по членам предложения.

(Анализ предложений.)

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

Парень был широкоплеч, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. (М. Горький)


Порядок разбора

1. Указать цель высказывания и охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске.

2. Найти и охарактеризовать грамматическую основу.

3. Дать характеристику по структуре грамматической основы (двусоставное / односоставное; если односоставное, то указать его тип).

4. Дать характеристику по наличию (отсутствию) второстепенных членов предложения (распространенное / нераспространенное).

5. Дать характеристику по полноте состава (полное / неполное); осложненное или неосложненное вводными словами, однородными или обособленными членами предложения, сравнительным оборотом.

6. Объяснить постановку знаков препинания, если они есть.

- Составьте схему предложения.

- Каковы стилистические особенности однородных членов в предложении? (Ряды однородных членов в этом предложении играют роль действенного изобразительного средства: они помогают создать портрет героя, благодаря которому читатель получает представление о нем, поэтому писатель подчеркивает отдельные детали внешности, характеризует взгляд однородными обстоятельствами образа действия.. Однородные члены в этом предложении выражены прилагательными в полной и краткой форме, что обычно считается нарушением стилистической нормы, но в художественном произведении это может быть особым художественным приемом.)

Бросившись к Сабурову, Масленников схватил его, поднял с места, обнял, расцеловал, схватил за руки, отодвинул от себя, посмотрел, опять придвинул к себе, поцеловал и посадил обратно - все в одну минуту. (К. Симонов)

Однородные члены предложения помогают создать впечатление динамичности и напряженности речи, так как сказуемые-глаголы указывают на душевное состояние героя, он удивлен, взволнован радостью встречи.


Проверочный диктант

Текст упр. 240 (4).

- Написанное проверьте по учебнику. Поставьте себе оценку.

Дополнительное задание. Выполните синтаксический разбор предложений:

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н. Некрасов) Если раздавлю зерно невольно - мне больно. (Н. Островский)

Выполните разбор словосочетаний: не любит истории, родиной зовем, раздавлю невольно, своей истории.

Выполните морфемный разбор слов: раздавлю, вскормила, поучать.


IV. Подведение итогов урока

- Дайте определение однородных членов предложения.

- Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения?


Домашнее задание

1. Найти стилистические недочеты, исправить предложения.

Они с благодарностью говорят о большом внимании и помощи, которыми окружало их правительство.

(Лексическая несочетаемость. Можно окружить вниманием, но не помощью.)

Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

(Управляемое слово относится к разным рядам однородных членов предложения. Речь идет о требовании ремонта, а не о «ликвидации ремонта».)

...Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубины. (М. Горький) Человек ... существо, знакомое с употреблением брюк и дара слова... (М. Горький)

(В этих предложениях нарушена логическая связь между однородными членами, так в качестве однородных использованы неоднородные понятия. Это пародия на нелогичную речь.)

Он с одинаковым усердием изучал математику и сорта грибов.

(Соединены неоднородные понятия.)

2. Выполнить упр. 336 (Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 кл.).

3. Повторить правописание частицы не с разными частями речи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]