Основные произносительные нормы. Контрольная работа № 5. Аудирование

Все уроки русского языка 10 класс

Основные произносительные нормы. Контрольная работа № 5. Аудирование

Цели: познакомить учащихся с произносительными нормами русского языка, сопоставляя их с украинскими; показать образец при чтении текста; учить соблюдению этих норм при работе с текстом для аудирования; воспитывать ответственность за звучание собственной речи.

Оборудование: таблица (см. с. 29-31).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Учащиеся каждого уровня учебных достижений зачитывают выписанные примеры.


II. Актуализация опорных знаний

Задание для учащихся со средним уровнем учебных достижений

Разыграйте в парах диалог, состоявшийся при неожиданной встрече двух друзей, в свое время познакомившихся в клубе, живущих в разных городах и давно не общавшихся.

Задание для учащихся с высоким уровнем учебных достижений

Прокомментируйте диалог одноклассников, найдите в их речи приметы разговорного стиля.


III. Постановка целей и задач урока

Учитель. При работе на уроке обратить внимание и усвоить правильное ударение в трудных случаях. Во время чтения текста для аудирования учесть соблюдение произносительных норм.


IV. Объяснение нового материала

Слово учителя

— Разговорная речь отличается некоторыми фонетическими особенностями. Для нее характерен неполный стиль произношения. Так, например, в разговорном стиле можно себе позволить сказать «Мариванна» (Мария Ивановна), «Сансаныч» (Александр Александрович). При том, что это явление — нередкость (это касается отдельных групп слов), дикция в разговоре должна быть четкой, произношение ясным и внятным.

В стиль разговорной речи включаются просторечные элементы. Просторечие, с одной стороны, является характерным для невладеющих литературным языком людей; для них оно является обычной речью. В художественных произведениях просторечие выступает как средство языковой характеристики персонажей.

Если говорящий, владеющий литературным языком, употребляет элементы просторечия, то это делается нарочито и создается впечатление, что человек не стесняет себя нормами литературной речи и позволяет употребление элементов, имеющих экспрессивную окраску грубоватости. Обычно этим демонстрируется недостаток уважения, даже пренебрежение к адресатам речи или к ее содержанию, нередко окрашенное в шутливые тона. Не следует переносить произносительные нормы украинского языка на русский.

Портят речь слова-паразиты. Зачитайте, что это такое (см. с. 29-31).

♦ Какие слова-паразиты чаще всего используются в речи? (Ну, вот, значит...)

Рейтинг слов-паразитов

(На доске записываются слова-паразиты, ранжированные по частоте использования.)

Запомните, что такие слова не следует использовать даже в устной речи!


V. Закрепление

1. Мини-тест (на доске)

Выберите строчку, в которой все ударения в словах проставлены правильно.

а) Баловать, вручит, завидно.

б) жалюзи, досуг, звонит.

в) Кухонный, наперчить, сироты.

Разбор и проверка выполненного текста

2. Акцентологическое списывание (на доске)

Спишите, расставив самостоятельно ударения.

(Учитель записывает (высвечивает) слова на доске без указания ударений, изменения шрифта и цветового выделения правильного ответа.)

Торты, столяр, углубить, сироты, завидно, украинский, хозяева, правы, насквозь.

3. Редактирование предложений

Задание. Запишите предложения в исправленном виде, чтобы они соответствовали литературному языку.

1) Уважаемый жилец, хочите крем-бруле? (Ю. Коваль)

2) Валяйте домой!

3) Я сегодня выходная.

4) Квасу нету.

5) Я ляжу на этот плед.

6) Подай, пожалуйста, друшлаг.

7) Диск влаживается в книгу.

4. Лексическая пятиминутка

Задание. Раскройте значение фразеологизмов.

Рассыпаться мелким бесом.

Бить баклуши.

Брать быка за рога.

Гром не грянет — мужик не перекрестится.

Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

♦ В тексте какого стиля речи мы используем данные фразеологизмы?


VI. Аудирование

♦ Что такое вульгаризм? (См. с. 29-31)

♦ Прослушайте текст, выполните тесты.

И древний русский, и современные говоры в общем мало знакомы нам, горожанам. И там и тут пестрят непонятные, загадочные слова; значение их порою весьма темно, и раскрыть его не так-то просто. Правда, бывают случаи, когда загадки современных диалектов решаются при помощи того, что мы знаем о языке Киевской Руси. Случается и наоборот: смысл умершего века назад слова, добытого из старинной грамоты, проясняется, если порыться в каком-нибудь нынешнем, живом местном говоре.

Какой-либо явной, твердо и резко намеченной граничной линии между литературным русским языком и языком народным, различными его говорами и наречиями не существует. Нет по-аптекарски бесспорных примет, которые позволили бы дать оценку любому слову: вот это — литературное, а это — просторечье. Слова живут, живут беспокойной жизнью. То, что вчера казалось совершенно правильным и даже общепринятым, сегодня становится полной редкостью, выпадает из общей речи. То, что совсем недавно представлялось грубым вульгаризмом, может внезапно стать совершенно законным литературным словом, проникнуть в самую правильную, самую образцовую речь.

Пушкин рассказывает, что разбиравшие его «Полтаву» критики называли «низкими, бурлацкими выражениями» такие слова, как «усы», «визжать», «вставай», «ого», «пора». Можете ли вы согласиться с ними? Но нужно учитывать, что при этом критики стояли на страже сохранения русского языка, и это было начало XIX века, когда наш язык еще сильно отличался от его теперешнего состояния.

Но ведь и в конце того же столетия А. П. Чехов возмущался своими современниками, допускавшими в речах своих такое нелепое, безобразное слово, как «чемпион». А попробуйте сегодня доказать кому-нибудь, что оно нелитературно!

Языковеды знают, что в литературном языке нашем все время наблюдается постоянная борьба двух сил: живого, нетерпеливого стремления вперед (оно зовет к постоянным переменам, к смелому принятию новых слов и новых форм слова) и осторожного желания сохранить в нерушимой целости уже найденную красоту и совершенство речи. Ни та, ни другая из этих сил не может (и, вероятно, никогда не сможет!) решительно взять верх: это грозило бы очень тяжкими последствиями. Наоборот, равновесие их как раз и создает то, что мы должны считать «правильностью» языка, его сегодняшней «нормой».

Языковед не может признавать слово литературным, ссылаясь на его широкое устное применение. Тысячи людей говорят: «Кто тут крайний?», подойдя к очереди за газетами. Языковед обязан понять, что это словоупотребление не может быть признано правильным и литературным. Если на вопрос: «В каком вагоне ты едешь?» вы ответите: «В крайнем!», у вас сейчас же потребуют разъяснить: от начала или от конца поезда, в первом или последнем? У каждого ряда предметов по крайней мере два края, и слово «крайний» стало употребляться тут по нелепому недоразумению, ибо обычному слову «последний» в некоторых говорах народной речи придается неодобрительное значение — «плохой», «никуда не годный».

Точно так же не следует признавать «литературным» и употребление словечка «пока» вместо прощального приветствия. Дело не в том, что оно само по себе плохо или нелепо. Оно является естественным сокращением какого-либо распространенного вежливого оборота, вроде: «Пока желаю тебе всего хорошего». Такими же сокращениями полон наш язык: слово «спасибо» тоже стянулось из «спаси(тебя) бо(г)». Но слово «спасибо» вы встретите и у Тургенева, и у Гончарова, у Толстого и у Чехова, а разговорное «пока» чести полноправно войти в художественную прозу и поэзию пока еще не дождалось. Можем ли мы нарушать нормы?

«Берегите наш язык»,— призывал И. С. Тургенев.

Что же значит «беречь язык»? От кого или от чего «беречь»? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

Да. На своем историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку. И сейчас я хочу поговорить с вами о важнейших из них.

Под аркой ворот моего дома одно время висел такой плакат-объявление: «Граждане! Просьба сдавать весь утиль дворнику, который накопился!»

Не знаю, видели ли вы когда-нибудь, как «накопляется дворник». Мне этого наблюдать не приходилось. Конечно, каждый грамотный человек, прочтя эти строки, улыбался, мысленно исправив синтаксическую ошибку, он все-таки понимал, что хотел сказать автор. Но для этого требовалось некоторое усилие. Хорошо, что перед нами была одна безграмотная фраза. А если бы так была написана целая страница? Каких бы трудов стоило ее прочесть и понять?! Поэтому опасность, грозящая языку,— это искажение в результате невежества, невладения языком.

А вот слово «звонит», которое то и дело произносят с ударением на первом слоге, неправильно по звучанию, по самому произношению своему. Такие неверные, противоречащие нормам литературной речи ударения мы допускаем часто. Искалеченные слова сильно засоряют наш язык, тем более что изгнать их из него, раз уж они привились среди малограмотных людей, бывает очень трудно. Однако даже и тут положение небезнадежно.

Вот пример. Больше четверти века миллионы русских людей произносили «молодежь» вместо «молодёжь»: в просторечье часто незаконно переносят ударения на начало слова. С этим боролись педагоги в школах, об этом писали языковеды и мастера языка,— всё напрасно.

И вдруг за последние годы произошло чудо: теперь все стали произносить «молодёжь» совершенно правильно. Что случилось?

Это очень интересный факт. Поэт Лев Ошанин написал широко известный «Гимн молодежи»:

Эту песню запевает молодёжь,

Молодёжь, молодёжь!

Эту песню не задушишь, не убьешь,

Не убьешь, не убьешь!

Тут уж никак не произнесешь «молодежь»: этому мешает и ритм песни, и рифма. Песню поют все, и правильное произношение прививается само собою, хотя, возможно, поэт совершенно не думал о том, что его произведение выполнит, наряду с другими, и эту полезную работу.

Однако в наше время бывает и обратный эффект. В одной известной песне звучат такие слова:

У нас на районе

Не звонят, а звонят.

Как такая песня повлияет на грамотность речи? Какие плоды она принесет? И снова вспоминаются слова Ивана Сергеевича: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!».

793 слова (По Л. Успенскому)


1. Какова тема текста?

а) Что такое литературный язык?

б) Берегите русский язык!

в) Нормы произношения в русском языке.

г) Русский язык в современном обществе.

2. В каком стиле он написан?

а) Разговорном;

б) художественном;

в) публицистическом;

г) научном.

3. Вульгаризм, просторечие — используются чаще всего в стиле.

а) Публицистическом;

б) официально-деловом;

в) художественном;

г) разговорном.

4. Автор текста утверждал, что русский язык — это...

а) закостенелое явление;

б) живой, меняющийся язык;

в) нелитературный язык;

г) явление непознанное.

5. Автор упоминал тексты мастеров русского слова, классиков.

а) М. Горького, Л. Толстого, А. Пушкина;

б) И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина;

в) И. Тургенева, Н. В. Гоголя, А. Пушкина;

г) А. Пушкина, А. П. Чехова, И. Тургенева.

6. Слово «спасибо» произошло от...

а) сочетания слов «спаси бог»;

б) сочетания слов «спаси тебя бог»;

в) сочетания слов «спаси меня бог»;

г) слова «спас».

7. В тексте разбирались примеры ошибок...

а) синтаксических, лексических, орфоэпических;

б) морфологических, синтаксических;

в) фразеологических, синтаксических, логических;

г) лексических, орфоэпических, словообразовательных.

8. Слова «Берегите наш язык» принадлежат...

а) А. С. Пушкину;

б) И. С. Тургеневу;

в) Л. И. Ошанину;

г) Н. В. Гоголю.

9. Какова грозящая русскому языку опасность, упомянутая в тексте?

а) Загрязнение речи иностранными словами;

б) использование диалектизмов в речи;

в) неумение грамотно писать;

г) искажение слов в результате невежества.

10. Какая ответственность лежит на поэтах, пишущих тексты для песен?

а) Написание текстов с учетом норм языка;

б) написание интересных текстов;

в) написание современных текстов;

г) написание текстов с учетом рифмы и ритма.

11. Поставьте правильно ударение в словах «звонит, звонить, звонишь». (На доске)

12. Напишите синонимы, которые автор употребил к словосочетанию «русский язык» в призыве о бережном отношении к русскому языку.

Ключи: 1 — б; 2 — в; 3 — г; 4 — б; 5 — г; 6 — б; 7 — а; 8 — б; 9 — г; 10 — а.


VII. Итог урока


VIII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Выпишите из художественных текстов 4-5 предложений, в которых использованы слова-паразиты.


IX. «На закуску»

♦ Прослушайте текст.

♦ На чем основан сатирический прием?

СМЯГЧИТЕ ПРИГОВОР

Судья. Суд постановил: осудить Петра Иванова на 5 лет строгого режима.

Адвокат. А как же смягчение приговора?

Судья. Ах, да: судик постановил: осудить Петеньку Иванова на 5 годочков строгенького режимчика.






Для любых предложений по сайту: [email protected]