Все уроки русского языка 10 класс
Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль
Цели: раскрыть своеобразие стиля художественной литературы в практической работе с текстами; прививать навык самостоятельно анализировать его; воспитывать тонкое чутьё к особенностям этого функционального стиля, принципам построения его текстов.
Оборудование: эпиграфы к уроку (на доске); тексты стихотворений А. А. Ахматовой (на каждую парту).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Художественное чтение выбранных отрывков
♦ Каковы особенности этих текстов?
♦ Чем отличаются разные виды описания?
II. Актуализация опорных знаний
1. Творческое задание. Работа в парах
Задание. Прочитайте отрывок и стихотворение А. А. Ахматовой.
БЕЛЫЙ ДОМ
Здесь дом был почти что белый,
Стеклянное крыльцо.
Сколько раз рукой помертвелой
Я держала звонок-кольцо.
Сколько раз... Играйте, солдаты,
А я мой дом отыщу,
Узнаю по крыше покатой,
По вечному плющу.
(А. А. Ахматова)
Ответьте на вопросы.
♦ К какому стилю относится данный текст?
♦ Какова цель автора?
♦ Можно по этому описанию отправить письмо?
♦ К какому стилю будет относиться написание адреса?
♦ Напишите адрес, по которому может уйти это письмо, соблюдая рамки официально-делового стиля.
♦ Ваша цель и цель автора совпадают?
♦ Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?
Я СОШЛА С УМА...
Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа!
Уколола палец безымянный
Мне звенящая оса.
Я ее нечаянно прижала,
И, казалось, умерла она,
Но конец отравленного жала
Был острей веретена.
О тебе ли я заплачу, странном,
Улыбнется ль мне твое лицо?
Посмотри! На пальце безымянном
Так красиво гладкое кольцо.
(А. А. Ахматова)
Ответьте на вопросы.
♦ К какому стилю относится данный текст?
♦ Какова цель автора?
♦ Можно ли по данному тексту написать объявление о найденном кольце?
♦ Напишите такое объявление с максимальным сохранением содержания данного текста.
♦ Ваша цель и цель автора совпадают?
♦ Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?
♦ Сделайте вывод
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. Сегодня целью нашей работы является почувствовать своеобразие стиля художественной литературы в процессе анализа текстов.
IV. Объяснение нового материала
Слова — это лишь маленькие звенья, связующие
большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух.
Теодор Драйзер
Слова имеют свою собственную душу.
Б. Брехт
1. Слово учителя
— Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка.
Прочитайте эпиграфы. Какой из них вам больше нравится? Спишите его в тетрадь, объясните свой выбор.
2. Свободный диктант
Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота — все это выражается в художественных произведениях. Художественная речь — своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература — значит, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России.
А. С. Пушкин разрушил устарелую стилистическую систему и установил новые принципы многообразия стилей в пределах единого национального литературного языка.
Художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией — функцией эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Художественная речь должна возбуждать в нас чувство прекрасного, красоты. Что происходит со словами в художественном произведении? Как слово превращается в образ? На эти вопросы ищут ответы философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времен античности. В художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.
(По Г. Я. Солганику)
V. Закрепление
1. Слушание-понимание текста художественного стиля
Учитель. В начале урока мы с вами преобразовывали текст художественный в официально-деловой. Как этим приемом пользуются мастера художественного слова, мы сейчас услышим.
Задание. Прослушайте текст.
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
(Отрывок)
Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали ее и учитель, вынув часы, заявил, что дает на решение задачи двадцать минут.
Задача была следующая.
«Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причем один из них делал в час 4 версты, а другой — 5. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта Б такое же расстояние в верстах,— сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли 120 рублей, второму — 80, а всего бочка вина приносит прибыли 40 рублей».
Первым долгом Семену Панталыкину пришла в голову мысль: «Что это за крестьяне такие: «первый» и «второй»?
Эта сухая номенклатура ничего не говорит ни его уму, ни его сердцу. И сразу же, как только Панталыкин перекрестил «первого» и «второго» в Рудольфа и Вильяма, оба сделались ему понятными и близкими. Он уже видел умственным взором белую полоску от шляпы, выделявшуюся на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца... А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и кожаную куртку из меха речного бобра.
И вот шагают они оба, один на четверть часа впереди другого.
Панталыкину пришел на ум такой вопрос: «Знакомы ли они друг с другом, эти два мужественных пешехода? Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу... Но если знакомы, почему они не сговорились идти вместе?». Возник еще один интересный вопрос: «Были ли у них ружья или нет?». Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов.
Вот опять же — написали: пункт А, пункт Б... Что это за названия такие? Панталыкин Семён никак не может представить себе городов или сёл, в которых живут, борются и страдают люди, под сухими бездушными литерами.
И едва только пункт А получил название Санта-Фе, а пункт Б был преобразован в столицу Австралии, как оба города сделались понятными и ясными. Улицы сразу застроились домами причудливой экзотической архитектуры, из труб пошел дым, по тротуарам задвигались люди, а по мостовым забегали лошади, неся на своих спинах всадников — диких, приехавших в город за боевыми припасами испанцев.
И еще — интересный вопрос: почему Рудольф и Вильям не воспользовались лошадьми, а пошли пешком?
Все это очень странно. То, что Рудольф вышел на четверть часа позже Вильяма, доказывает, что этот честный скваттер не особенно доверял Вильяму.
И постепенно вся задача, ее тайный смысл вырисовывается в мозгу Панталыкина Семена.
Задача представилась такой:
...Солнце еще не успело позолотить верхушек деревьев, еще яркие тропические птицы дремали в своих гнездах, еще черные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки, когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на все побережье, крадучись, шел по еле заметной лесной тропинке. Делал он только 4 версты в час: более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом.
— Карамба! — пробормотал Вильям.— Если бы у Старого Билла была сейчас его лошаденка. Но. пусть меня разорвет, если я не найду негодяя, подрезавшего ей поджилки.
А сзади него в это время крался, припадая к земле, скваттер Рудольф Каутерс, и его мужественные брови мрачно хмурились.
— Я бы мог делать и 5 верст в час (кстати, почему не «миль» или «ярдов»?),— шептал скваттер,— но я хочу выследить эту старую лисицу.
А Блокер уже слышал сзади себя шорох и, прыгнув за дерево, притаился.
Увидев ползшего по траве Рудольфа, он приложился и выстрелил.
И, схватившись рукой за грудь, перевернулся честный скваттер.
— Ну, 20 минут прошло, раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя арифметики.— Ну, ты, Панталыкин Семен, покажи: какой из крестьян первый пришел в пункт Б?
И чуть не сказал бедный Панталыкин, что, конечно, в Санта-Фе первым пришел негодяй Блокер, потому что скваттер Каутерс лежит с простреленной грудью и предсмертной мукой на лице, лежит одинокий в пустыне, в тени ядовитого австралийского «змеиного» дерева.
(По А. Аверченко)
♦ Определите, какие стили речи в нем присутствуют.
♦ Назовите их характерные черты.
♦ Какая цель была перед авторами задачи?
♦ Какова цель мальчика-фантазера, преобразовавшего задачу?
♦ Как в тексте рождался образ?
♦ При помощи чего возникли образы Рудольфа и Вильяма?
♦ Как преобразовались пункт А и пункт Б?
VI. Итог урока
♦ Докажите, опираясь на материал сегодняшнего урока, что авторы эпиграфов были правы.
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Задания по уровням.
Высокий и достаточный уровни
Преобразуйте в художественный текст любую задачу, выбранную вами в учебниках алгебры или геометрии, воспользуйтесь при этом художественными средствами.
Средний уровень
Выпишите в тетрадь, какие художественные средства вам известны, приведите примеры.