Научный стиль (собственно научный, научно-популярный, научно-публицистический) - ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ - ПРИЛОЖЕНИЕ

Все уроки русского языка 10 класс

Научный стиль (собственно научный, научно-популярный, научно-публицистический) - ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ - ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № 1

1. Спишите. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

2. Определите стиль.

Нач..ло начал нашей истории (Древне)ру(с, сс)кое государство с центром в Киеве общая к..лыбель (восточно)сл..вянской цивилизации. Утверждение правящ..й д..настии князей об(?)ед..нение (восточно)сл..вянских земель в единое государство и пр..нятие Русью православия распа(д, т) д..ржавы на сам..стоятельные земли и кн..жения ра(с, з)рушительное нашествие орд хана Батыя вот крупнейшие вехи истории Р(р)оссии на ее нач..льном этапе.

Ко(л, лл)екция Государстве(н, нн)ого Исторического музея сл.. жившаяся трудами (не)скольких пок..лений и(с, сс)ледователей с..держит вп..чатляющее собрание пам..тников древнего пери..да ру(с, сс)кой истории.


Карточка № 2

1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите стиль.

Хр..стианство пр..несло на Русь письме(н, нн)ость книги просв..щение. Пам..тники (древне)русской книжной культуры соср.. доточены в Историч..ском музее в отделе рукописных и (старо)печатных книг. Среди них — горд..сть музея, древнейшие русские рукописные книги на пергамене в..ликолепные образцы работы (древне)русских писцов и художников. В их числе — одна из древнейших русских рукописей, Изборник переписа(н, нн)ый для киевского князя С(с)в..тослава в 1073 году.

М..нгольское наше(?)ствие открыло одну из самых п..чальных страниц русской истории. Опуст..шительные походы к..чевников обратили в пепел б..льш..нство русских городов оказавших отчая(н, нн)ое сопротивление захватчикам. С образованием в низов(?)ях В(в)олги государства З..лотая Орда на Руси установилась власть м..нгольского ига. В это время М(м)осква пр..вращает(?)ся в призна(н, нн)ого лидера вокруг нее гру(п, пп)ирует(?)ся новое п..литическое об(?)ед..нение русских земель.

После ра..грома армии Мамая на Куликовом поле М(м)осква окончательно становит(?)ся ст..лицей единого В..ликого княжества Московского.

(Реликвии истории государства Российского. Государственный Исторический музей)


Карточка № 3

1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите стиль.

Д..вятна(?)цатый век эпоха в..ликих творцов в русской литературе Пушкин Лерм..нтов Чаадаев Гоголь Тютчев Герцен Гончаров Тургенев Дост..евский Т..лстой Чехов. Государственный Ист..рический музей счас..ливый обл..датель бесце(н, нн)ых р..ликвий автографов писем списков художестве(н, нн)ых произв..дений личных вещей русских писателей и поэтов д..вятна(?)цатого века. (С, З)десь и письма А. С. Гриб..едова и список комедии Г(г)оре от ума сод..ржащий 107 испр..влений и вставок сдела(н, нн)ых автором, а так(же) два листа полностью написа(н, нн)ых им. (С, З)десь и прижизне(н, нн)ые списки пр..изведений А. С. Пушкина фрагменты р..мана Евгений Онегин отры(т, д)ки из поэм Полтава Граф Нулин отдельные листы со стихотворениями в..ликого поэта,— автографы М. Ю. Лерм..нтова. Тут и письма Н. В. Гоголя и перо к..торым по пр..данию Гоголь п..сал последние главы Мертвых душ; личные вещи фрак, ..конка.


Карточка № 4

1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите стиль.

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ — ВЗГЛЯД ИЗ КОСМОСА

Др..внейшая на Земле наука астр..номия тысячелетиями была наукой наблюдательной, ц..ликом основа(н, нн)ой как теперь мы часто г..ворим на дистанц..о(н, нн)ом з..ндировании об(?)ектов наблюдения. Она длительное время была и единстве(н, нн)ой которая накапл..вала новые факты только наблюдательным путем (не)имея возможности пров..дить какие(либо) эксп..р..менты и непосредстве(н, нн)о контактировать с об(?)ектом и(с, сс)ледований.

Дистанц..о(н, нн)ые изм..рения на астрономических ра(с, сс)тояниях, хотя и пров..димые с астрон..мической точ(?)ностью, позволили получить лиш(?) общие сведения о небес(?)ных телах. Детали при этом ускользали от наблюдателя (в)следстви(и, е) различ(?)ных ограничений, как физических, связа(н, нн)ых с дифракцией света, турбулентностью атм..сферы, так и технических (низкое кач..ство ..птических систем).

К..смические полеты позволили выйти за пр..делы атм..сферной пел..ны исчезли проблемы для астр..номических и(с, сс)ледований.

Спутники снабж..(н, нн)ые разнообразной научной а(п, пп)аратурой для дистанц..о(н, нн)ого и(с, сс)ледования Земли позволили получить трехмерные карты излучения в широком диапазоне длин волн.

(Л. И. Попов)


Карточка № 5

1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите стиль.

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ — ВЗГЛЯД ИЗ КОСМОСА

Наблюдая сушу к..смонавты часто сталкивают(?)ся с гиган(?) скими рук..творными со..ружениями на Земле. Огромные города и сопутствующие им транспортные артерии ле(г, х)ко наблюдают(?)ся из космоса. Г..ометрически правильные со..ружения на дн..вной стороне Земли ярко осв..ще(н, нн)ые огнями (авто)страды на н..чной стороне, естественно, сообщают наблюдателю о своем иску(с, сс)тве(н, нн)ом происх..ждении.

(Л. И. Попов)


Карточка № 6

1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите стиль.

3. Составьте схему предложения.

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ — ВЗГЛЯД ИЗ КОСМОСА

Пройдя пери..д первич(?)ной адаптац..и к условиям (не)весомости ра(с, з)консервировав станц..ю и ее науч(?)ную а(п, пп)аратуру освоившись с визуальными наблюдениями и научившись ра(з, с)позн..вать элементы поверхности к..смонавты преступают к выполнению конкретных заданий ученых.

(Л. И. Попов)


Карточка № 7

1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите стиль.

НЕОБЫЧНОЕ ЧУВСТВО

Очевидно что и собаки и птиц.. и рыбы и черепахи и другие животные пов..нуют(?)ся при своих передвижениях одному и тому(же) инстинкту или, вернее, руководствуют(?)ся указаниями одного и того(же) чу..ства, которое и есть не что иное, как чу(?)ство ор..ентац..и. Какой же физический агент или физическая сила играют роль в проявлениях чу(?)ства ориентации? По мнению французского ученого Вигье агентом этим ..вляет(?)ся земной магнетизм, и, таким образом, чу..ство ориентации может быть названо магнетическим чу(?)ством которое соверше(н, нн)о так(же) напр.. вляет мигрирующих животных как показания комп..са направляют плывущий в море к..рабль.


Карточка № 8

1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите стиль.

У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ И ВТОРОЙ МОЗГ!

Нервная система кишеч(?)ника которая по канонам традицио(н, нн)ой анатомии и ф..зиологии являет(?)ся ск..плением нервных узлов и окончаний передающим к..манды из центральной нервной системы устрое(н, нн)а сложно и фактически пре(?)ставляет собой второй мозг (на)столько ун..кальны ее строение и система связей. В пользу существования «кишечного» мозга и его автономности говорит хотя бы тот факт что кишечник прод..лжает исправно функц..онировать когда отсутствует его связь с головным и спи(н, нн)ым мозгом.

Новые знания можн.. использовать для э(ф, фф)ективного л..чения целого ряда заболеваний — как гастроэнтерологических, так и пс..хиатрических учитывая тес(?)ную связь этих двух сфер.

(По сообщениям электронных СМИ)






Для любых предложений по сайту: [email protected]