Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: показать роль мягкого знака в слове; развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; развивать умение обозначать мягкость согласного на конце слова мягким знаком.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки: рысь, олень, голубь, пескарь, медведь, тюлень, окунь, гусь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания по учебнику.

— Прочитайте предложение, которое вы записали. (Мой малютка дремлет сладко в колыбели.)

Какие буквы, в каких словах обозначают мягкие согласные звуки? Заслушиваются ответы учащихся.

Кто выполнил творческое задание и придумал свою мелодию к этой колыбельной песенке?

Заслушивание напева колыбельной песенки.


3. Актуализация знаний

На доске слова:

писать, тетрадь, пять, букварь, учитель

— Что это? (Слова.)

Какая общая тема объединяет слова? (Школа.)

Какое слово может быть «лишним»? (Писать — отвечает на вопрос что делать? а остальные слова отвечают на вопрос что? кто?; пять — односложное слово, остальные двусложные и трёхсложные; букварь — начинается с твёрдого согласного звука; учитель — начинается с буквы гласного.)

Что общего во всех этих словах? (В написании всех слов встречается мягкий знак, который указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука. Во всех словах букв больше, чем звуков.)

Запишите слова в тетрадь. Подчеркните в словах мягкий знак.


4. Целеполагание

Работа по учебнику (с. 87)

— Прочитайте тему урока. (Мягкий знак.)

Уточните познавательную задачу урока. (Когда употребляется в словах буква мягкий знак»?)

Сегодня на уроке вы будете учиться обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации!, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 87, упр. 1)

— Прочитайте выразительно стихотворение Е. Серова.

Подумайте, за что цветок подснежник получил своё название? Заслушиваются ответы учащихся.

— Как автор назвал подснежник? (Разведчик. Он появляется самый первый, как бы на разведку.)

Прочитайте слова, в написании которых встречается мягкий знак. (Полутьме, маленький.)

Посчитайте, одинаково ли количество звуков и букв в этих словах?

2. Первичная проверка понимания

— Расскажите, что вы знаете о мягком знаке?

Заслушиваются высказывания учащихся.

Работа по учебнику (с. 87, упр. 2)

— Прочитайте пары слов.

Объясните, что обозначает каждое слово.

Какими звуками они отличаются?

Заслушиваются ответы учащихся.

Как на письме обозначена мягкость согласных звуков?

Спишите пары слов. Подчеркните мягкий знак и букву, которая стоит перед ним.

Прочитайте сведения о языке. Что вы узнали? (На письме мягкость согласного звука на конце слова и перед другими согласными может обозначать мягкость.)

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

— Прочитайте пословицу.

• Приучайтесь труд любить.

— Запишите пословицу. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Назовите эти буквы.

Какая буква звука не обозначает, но показывает мягкость впереди стоящего согласного звука?

Для чего нужен мягкий знак? /’буква ъ не обозначает, звука. Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.)

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа с текстом по рабочей тетради (с. 45, упр. 44)

— Прочитайте текст.

Что вызвало интерес в содержании текста?

Подумайте, как можно озаглавить текст.

Заслушиваются варианты заголовков текста.

Запишите вариант своего заголовка.

В тексте найдите слова, в написании которых встречается мягкий знак. Подчеркните эти слова.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Разгадывание кроссворда.

Работа по учебнику (с. 88, упр. 4)

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением животных: рыси, оленя, голубя, пескаря, медведя, тюленя, окуня, гуся.

Возможный вариант:



7. Самостоятельная работа

Работа по учебнику (с. 88, упр. 3)

— Запишите слова, в которых звуком меньше, чем букв. (Словарь, учитель, пальто.)

Способ проверки: взаимопроверка.


8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 45, упр. 44.


9. Подведение итогов урока

— Расскажите, какую работу выполняет в слове мягкий знак?


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал...

Мне было трудно...

Я понял, что...

Я приобрел знания по теме ...

Я научился...






Для любых предложений по сайту: [email protected]