Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; развивать умение устанавливать последовательность предложений в тексте; подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику детей словами — названиями качеств и свойств человека.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; составлять текст из предложений.
ОБОРУДОВАНИЕ: книга со сказкой «Два жадных медвежонка».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради.
— Кому удалось собрать из букв предложение-загадку.
Прочитайте загадку. (На верёвке пальцы держат одеяльце.)
Что это? (Прищепки.)
Значение слова прищепка.
Прищепка — это зажим для прикрепления к верёвке повешенного на ней белья. Прищепки бывают деревянные, пластмассовые.
3. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Ответьте на вопросы.
Над цветом он кружит,
Над цветком он жужжит.
У него какая цель?
Мёд цветочный любит ...(Шмель.)
— Какой звук мягкий? Почему?
Какой буквой обозначена мягкость последнего согласного у всех этих слов?
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это?.. (Олень.)
— На мягкость какого согласного указывает ь?
Посчитайте, сколько здесь всего мягких согласных?
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной ...(Медведь.)
— Назовите мягкий согласный, который заставляет звучать мягко не буква ь?
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений».
Учебная познавательная задача урока «Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?»
— Сегодня на уроке вы будете учиться обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; составлять текст из предложений.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 90, упр. 8)
— Прочитайте строки из сказки «Два жадных медвежонка».
Скажите, о ком или о чём эти строки.
Прочитайте выделенные слова. (Жадность одолела медвежат.)
Постарайтесь объяснить, как вы понимаете эти строки.
Заслушиваются ответы учащихся.
— Жадность — это какое качество хорошее или плохое? (Плохое.)
Перечитайте текст. Выпишите из текста любые три слова, в написании которых встречается ь.
Если у вас возникло желание узнать, что же произошло с жадными медвежатами, вы можете прочитать об этом в книге сказок «Два жадных медвежонка».
Учитель демонстрирует книгу со сказкой «Два жадных медвежонка».
2. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа с учебником (с. 90, упр. 9)
— Прочитайте названия качеств и свойств человека.
Определите, какие слова означают хорошие качества и свойства, а какие плохие.
Спишите только слова, которые означают хорошие качества и свойства человека. Подчеркните в словах слог с ь. (Вежливость, скромность, доброта, смелость.)
3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 91, упр. 10)
— Прочитайте предложения.
Можно ли сказать, что данные предложения составляют текст?
Можно ли понять из предложений, о ком или о чём говорится в тексте?
Что нужно сделать, чтобы составить текст?
Прочитайте предложение, которое будет его началом.
Почему это предложение надо поставить первым?
Установление последовательности других предложений.
— Постарайтесь определить тему и главную мысль текста. Попробуйте подобрать заголовок.
Друзья
Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучал в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 91, упр. 10, продолжение)
— Прочитайте слова, в написании которых встречается ь.
Как переносить эти слова с одной строчки на другую?
7. Самостоятельная работа
Работа по учебнику (с. 91, упр. 10, продолжение)
— Запишите самостоятельно заголовок.
Запишите первые 3-4 предложения составленного вами текста.
8. Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради на с. 47, упр. 48.
9. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
Постарайтесь ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 91).
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке я учился...
Мы выполняли задания...
Я научился...
Самым интересным было задание...
Теперь я могу...
Мне было интересно...
Мне было трудно...
У меня получилось ...