Буквосочетания чк, чт, чн

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Буквосочетания чк, чт, чн

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт; правильно обозначать буквами слова с буквосочетаниями чн, чк, нч и с мягким согласным звуком в конце и в середине слова перед согласным.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся писать слова с сочетаниями чк, чн, чт; научатся произносить слова с сочетаниями чк, чн, чт в соответствии с нормами литературного произношения; находить в словах сочетания чк, чн, чт.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику; предметные картинки: «щука», «туча».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания по учебнику.

Конкурс скороговорок

— Расскажите скороговорку, которую вы подготовили, сначала медленно, потом быстрее и быстрее.


3. Актуализация знаний

Картинный диктант

Учитель демонстрирует предметные картинки щуки и тучи. Дети записывают слова в тетрадь и на доске.

Щука, туча.

— Что вы знаете особенного про буквы ч и щ?

А какие правила мы должны помнить при написании слов с этими буквами? (Сочетания ча - ща, чу - щу.)

Что обозначают эти слова? (Предметы.)

Давайте превратим эти предметы в маленькие. Запишем новые слова. Щучка, тучка.

— Какие сочетания встретились в словах? (Сочетание чк.)


4. Целеполагание

— Прочитайте тему нашего урока. (Буквосочетания чк, чт, чн.)

Определите познавательную задачу урока. (Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями чк, чт, чн?) Сегодня на уроке вы будете учиться находить в словах сочетания чк, чн, чт, писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 110, упр. 1)

— Прочитайте выразительно строки стихотворения В. Данько. Постарайтесь правильно объяснить расстановку знаков препинания. Подготовьтесь разыграть сценку-диалог со своим соседом по парте. Прочитайте слова, в написании которых встречается мягкий знак. Постарайтесь объяснить правильность написания слов с мягким знаком.

Работа по учебнику (с. 110, упр. 2). Наблюдение над произнесением мягких согласных.

— Какое одинаковое буквосочетание встречается в словах мальчики, девочки. (Буквосочетание чк.)

Выполните задания и ответьте на вопрос в конце упражнения.

Прочитайте рубрику «Сведения о языке». Что вы узнали? (В буквосочетаниях чк, чн, чт мягкий знак не пишется.)

Словарная работа

Работа со словарным словом девочка.

— Что означает слово девочка?

Девочка — ребёнок или подросток женского пола.

— Запишите слово девочка. Выделите орфограммы.

Работа в тетради (с. 55, упр. 65)

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

Догадайтесь, как звали девочку.

Впишите в имя девочки пропущенные буквы.

Работа в тетради (с. 54, упр. 61)

Составление и запись слов с буквосочетаниями чк. (Бочка, тучка, ючко,- свечка, печка, гречка, точка, речка, ночка, дочка.)

Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают по одному слову. Остальные — выполняют задания в тетради.

Способ проверки:

Вариант 1. ПК, тема «Буквосочетания чк, чт, чн. Упражнение из рабочей тетради».

Вариант 2. Самопроверка. Сопоставление записи в тетради с записью па доске.

— Выполните устно звукобуквенный анализ слова печка. (Печка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласные, 3 согласные: 2 мягкие, 1 твёрдая.)

2. Первичная проверка понимания

Робота по учебнику (с. 111, упр. 3)

— Прочитайте слова. Задайте к каждому слову вопрос.

Спишите сначала слова, которые отвечают на вопрос какой? (Почтовый, речной, молочный, строчная.)

Потом спишите слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? (Почта, речка, молочко, птичка, строчка.)

Подчеркните в словах буквосочетания чк, чн, чт.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 112, упр. 8)

— Определите, в каких словах пишется мягкий знак, а в каких нет. Обоснуйте свой ответ. Заслушивание ответов учащихся.

— Запишите только те слова, в которых не нужно писать мягкий знак. Подчеркните в словах буквосочетание чк.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 113, упр. 9)

— Прочитайте стихотворение А. Блока.

Что такое вербы? Прочитайте.

Подумайте, когда мы говорим: свечка, свечечка, верба, вербочка.

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Постарайтесь передать отношения автора.

Спишите первое предложение в стихотворной форме.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Подумайте, какие сходные качества могут быть у человека и у животного. Подберите такие сравнения и впишите нужные слова.

Трусливый, как ____________ . (Заяц)

Хитрый, как ____________ . (Лисица)

Болтливый, как ____________ . (Сорока)

Сильный, как ____________ . (Медведь)

Шустрый, как ____________ . (Воробей)


7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 54, упр. 62)

— Впишите в слова пропущенные буквосочетания. Обозначьте ударение.

Способ проверки: сопоставление записи в тетради с записью на доске слов.

На лавочке, булавочки, крючки, удочка.


8. Домашнее задание

Выполнить задания в рабочей тетради на с. 55, упр. 63.


9. Подведение итогов урока

— Давайте вспомним, с какой темой урока мы сегодня познакомились.

Какие познавательные вопросы задавали?

Что нового каждый из вас узнал?

Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, нч?

А где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

Мне было интересно...

Я выполнял задания...

Я почувствовал, что...

Меня удивило...

Моё настроение...






Для любых предложений по сайту: [email protected]