Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Заглавная буква в словах (общее представление)
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение писать заглавную букву в названиях городов, улиц, рек, озёр, в кличках животных, прозвищах персонажей сказок.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять правило написания заглавной буквы.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, тема «Заглавная буква в словах. Упражнение из рабочей тетради»; карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Анализ ошибок, допущенных в диктанте
Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками.
3. Актуализация знаний
— Послушайте стихотворение Е. Измайлова.
Чтение стихотворения заранее подготовленными детьми.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя реки, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
— Кто догадался, о чём будет идти речь на уроке?
4. Целеполагание
— Прочитайте тему нашего урока. (Заглавная буква в словах.)
Определите познавательную задачу урока (Какие слова пишутся с заглавной буквы?)
Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять правило написания заглавной буквы.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 122, упр. 1). Уточнение знаний о написании заглавной буквы в словах.
— Прочитайте слова каждой группы.
Постарайтесь объяснить, почему каждая группа слов пишется с большой буквы.
Подберите другие слова к каждой группе.
Выборочная комментированная запись слов из любой группы слов. (По выбору учителя)
— Назовите город, в котором мы живём.
Запишите название нашего города. Какое правило надо помнить, чтобы правильно выполнить это задание.
Учитель кратко рассказывает от происхождении названия своего города.
— Прочитайте рубрику «Страничка для любознательных» на странице 123.
О чём вы узнали? (О происхождении названий городов Орехово-Зуево, Тобольска, Лермонтова.)
Словарная работа
— Назовите столицу России. (Москва.)
Запишите слово Москва. Подчеркните орфограммы.
Запишите предложения.
Москва — мать городов русских.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Работа в парах
Работа по учебнику (с. 123, упр. 2)
— Прочитайте имена людей.
Подберите к полному имени — имя сокращённое.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 124, упр. 3)
— Назовите своё полное имя и сокращённое имя.
Запишите в тетрадь сначала своё сокращённое имя, а потом полное.
Подумайте, как ласково будут звучать эти имена.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа в тетради (с. 60, упр. 74)
— Соедините линей полное имя человека и сокращённое имя. (Ольга — Оля, Василий — Вася, Татьяна — Таня, Николай — Коля.)
Подумайте, как ласково будут звучать эти имена.
Способ проверки: ПК. Тема «Заглавная буква в словах. Упражнение из рабочей тетради».
— Назовите, как зовут вашего друга (подругу).
Работа в рабочей тетради (с. 60, упр. 74)
Впишите букву в каждое имя.
Какое правило надо помнить, чтобы не допустить ошибку?
Работа с учебником (с. 125, упр. 6)
— Прочитайте имена, отчества, фамилии людей.
Что интересного вы заметили?
Можно ли сказать, что эти люди — родственники? Почему? Постарайтесь обосновать свой ответ.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
— У каждого из нас есть фамилия. Фамилии люди на Руси получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской. Мастеровые люди получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Послушайте об этом стихотворение.
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Прапрадеды
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил.
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.
(Г. Граубин)
— Прочитайте имена людей. Образуйте отчества от этих имён.
Борис — ...
Алексей — ...
Иван — ...
Сергей — ...
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 125, упр. 7)
Задания упражнения выполняются устно под руководством учителя.
Работа по карточкам
— Прочитайте стихотворение. Подчеркните имена людей.
Карточка 1
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на горе.
Карточка 2
Возвращаясь под вечер с поля.
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка!_
7. Самостоятельная работа
— Прочитайте текст. Какие ошибки допущены?
Спишите текст, исправляя ошибки.
около реки калиновка стоит деревня калиново. тоня жданова и серёжа мекеев купаются в реке. а вот и луг там корова зорька.
(Около реки Калиновка стоит деревня Калиново. Тоня Жданова и Серёжа Мекеев купаются в реке. А вот и луг. Там корова Зорька.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 61, упр. 76.
9. Подведение итогов урока
— Назовите тему нашего урока.
Что нового вы сегодня узнали?
А где вы сможете применить свои знания? Все ли вы достигли поставленной цели?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Я научился ...
Мне было интересно ...
Теперь я буду ...
Я оцениваю свою работу ...
Меня удивило...
Я узнал новое...
Мне было трудно...
Я сегодня закреплял знания...