Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и значения, учиться различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся получат первоначальное представление о слове как единстве звучания и значения, представление о роли слов в нашей речи, научатся различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета), будут упражняться в составлении устного текста по рисункам и опорным словам.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словами «приятно», «речи», «слушать», «и», «умные»; ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие.
Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения упражнения 7 на странице 9 в рабочей тетради.
— Составьте из слов пословицу.
— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы. Заслушиваются ответы учащихся.
Актуализация знаний
— Можно ли назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрите схемы предложений. Определите схему, соответствующую пословице.
— Почему вы выбрали третью схему. (Схема состоит из пяти слов и пословица тоже состоит из пяти слов. В конце предложения стоит точка.)
3. Целеполагание
Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 17).
— Прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова ...) Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Слова, слова, слова...». (Мы будем знакомиться со словами русского языка: словами-названиями предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов; знакомиться с вежливыми словами, словами однозначными и многозначными, словами, близкими и противоположными по значению.)
Определите учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?» (Узнать, что такое слово, какие бывают слова.)
4. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа с учебником (с. 18, упр. 1)
— Прочитайте стихотворение.
— Значение, какого слова вам не понятно? (Плим.)
Порассуждайте, что обозначает слово плим?
Заслушиваются ответы учащихся.
— Выскажите своё мнение: можно ли сочетание букв плим назвать словом.
Прочитайте сведение о языке на страницах 18. (Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.)
Что такое слова? (Сочетание букв, которое имеет значение.)
Для чего они нам нужны?
Заслушиваются ответы учащихся.
Комментированное письмо:
Ворона, стул, воробей.
— Подумайте, можно ли назвать словами то, что вы записали? (Да.)
Скажите, что называет каждое слово? (Название птиц, название мебели.)
Догадайтесь, какое слово является «лишним»? (Слово стул — это название мебели, а все другие слова- названия птиц.)
Вспомните, названия каких птиц вы ещё знаете?
Назовите предметы мебели?
Постарайтесь сделать вывод: для чего нужны слова? (Слова нужны для того, чтобы называть предметы. А ещё слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий.)
2. Первичная проверка понимания
Работа с учебником (с. 19 упр. 2)
— Прочитайте высказывания К. Паустовского о слове.
Какова главная мысль этого высказывания? (В русском языке много хороших слов и названий.)
Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашей классной комнате.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа в тетради
— Прочитайте стихотворения К. Паустовского и А. Шибаева.
О чём хотел рассказать каждый поэт в своём стихотворении?
Работа с учебником (с. 19, упр. 3)
— Прочитайте слова. Попробуйте соотнести слова и образы, названных слов.
Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос кто? (Скворцы, грачи.)
Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос что? (Солнце, снежинки, сосульки, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, метель, подснежник, мухомор, смородина, радуга, мороз, капель.)
Работа с ПК
Тема «Слово. Упражнение. Игра «Засели домики»
— Попробуйте из группы слов отобрать слова, которые можно объёдинить темой «Зима» и темой «Весна». («Зимние слова»: снежинки, сугроб, снегопад, метель, мороз. «Весенние слова»: скворцы, ледоход, подснежник, грачи, капель, ручьи.)
Постарайтесь составить предложение со словом о весне.
Заслушивание ответов учащихся.
Задание на выбор: списать два слова о весне и записать составленное предложение.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа с учебником (с. 20, упр. 4)
— Рассмотрите рисунок.
Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке? (Аквариум.)
Для чего нужен аквариум? (В аквариуме живут рыбки.)
На какой вопрос отвечает слово аквариум? (Что?)
Кто подкрался к аквариуму? (Кот.)
А что делают рыбки? (Опустились на дно, испугались.)
На какой вопрос отвечает слово кот? (Кто?)
Что пытается сделать кот? (Достать рыбку.)
Подумайте, что может сделать кот с этим стеклянным аквариумом, чтобы достать рыбку? (Передвинуть с места на место, перевернуть, чтобы вода вылилась, нечаянно разбить...)
— Проговорите название этого стеклянного сосуда по слогам. (Ак-ва-ри-ум.)
Что можно сделать со словом аквариум? (Произнести, написать, определить, на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение...)
Слово аквариум и предмет, который называется этим словом, — это одно и то же или нет? Почему?»
Составление текста (устно) по рисунку и опорным словам (учебник с. 20, упр. 5).
— Прочитайте опорные слова.
Постарайтесь устно составить текст по рисунку и опорным словам.
Примерные тексты:
«В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик-коток!»
«Вот аквариум. В голубой воде плавают красивые рыбки. Любопытный кот увидел рыбок. Он осторожно крадётся к аквариуму. Вот кот опустил лапу и хочет поймать маленьких рыбок. Ну и котик-коток!»
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Отметьте один правильный, на ваш взгляд, ответ.
Учитель читает вопрос. Учащиеся отмечают верный ответ.
Тест
Вариант I
1. Укажи запись, которая не является словом.
[ ] жолст [ ] солнце
2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде.
[ ] пальто [ ] шапка
3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?
[ ] ворона [ ] радуга
Вариант II
1. Укажи запись, которая не является словом.
[ ] книга [ ] роутаи
2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде.
[ ] кеды [ ] платье
3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?
[ ] слон [ ] груша
6. Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 11, упр. 2)
— Рассмотрите рисунок. Подберите к нему название. Допишите в словах буквы.
Проверьте правильное написания слов по учебнику (с. 19, упр. 3) Попробуйте объяснить, почему словам даны такие названия, как подснёжник, ледоход.
Заслушивание ответов учащихся.
7. Домашнее задание
Записать слова (рабочая тетрадь с. 10, упр. 1).
8. Подведение итогов урока
— Вспомните, когда слово является словом?
Для чего нужны слова в речи?
Что могут называть слова?
Подумайте, предмет и слово-название предмета — это одно и то же?
9. Рефлексия
— Постарайтесь закончить предложения.
Запись на доске:
Сегодня я узнал ...
Я понял, что ...
Мне было трудно ...
У меня получилось ...