Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Устная и письменная речь. Предложение
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети получат начальные сведения о понятиях: «речь письменная» и «речь устная»;
• познакомятся с «предложением», его графическим изображением — схемой;
• научатся классифицировать слова, обозначающие школьные принадлежности;
• научатся выполнять «правила поведения в школе».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы говорили о большой и богатой стране, нашей Родине, её главном городе. Узнали, что у каждого человека есть своя маленькая родина — место, где он родился. Наше государство многонациональное, но все люди общаются на русском языке.
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы будем учиться правильно говорить на русском языке.
На доске эмоциональный фон создают иллюстрации, на которых изображены цветы, рыбалка, музеи, зоопарк и т. д.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрации и расскажите, как вы провели лето? Где побывали? Что узнали интересного?
Скажите, что мы сейчас с вами делали? (Разговаривали, слушали друг друга, общались, беседовали.)
Всё, что мы произносим, слушаем, — это речь. Такая речь называется устной. Мы произносим слова с помощью органов речи, устами. Когда человек говорит, то хорошо видна работа губ, языка, зубов. Когда мы пользуемся устной речью? (Когда рассказываем, слушаем друг друга...)
— Где и когда приходилось вам слышать устную речь? (По радио, телевизору, телефону, в кино, спектакль в театре...)
Могут ли люди жить без устной речи? (Нет. Устная речь помогает нам общаться с окружающими людьми.)
Рассмотрите иллюстрацию (с. 4), какие предметы отвечают на вопрос кто? (Дети, ученики...) Что? (Цветы, книги.) Куца? (В школу, на урок.) Что вы можете сказать о первом дне в школе?
Сегодня мы много говорили, слушали друг друга, высказывали свои мысли. Какой речью мы пользовались? (Устной речью.)
— С помощью чего мы произносим слова? (С помощью рта, губ. С помощью речевого аппарата.)
В «Азбуке», кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). С их помощью записаны рассказы, стихи. Это тоже речь. Как она называется? (Письменная речь. Её можно читать, писать, видеть.)
Я запишу название деревни и столицы нашей Родины. Когда буквы стоят в нужном порядке, они составляют слова.
В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами, звуками. Позже придумал различные обозначения предметов. В этом величайший секрет речи. Уже с первого года жизни вы знали несколько коротких слов. А теперь можете поддержать беседу. Речь — это величайший дар человека. Как называется речь, которой я пользуюсь? Когда мы разговариваем, то стараемся передать друг другу свои мысли. Это небольшие части устной речи. Эти части называются предложениями. Каждое предложение будем изображать схемой.
Какую сказку вы вспомнили, глядя на первую иллюстрацию (с. 5)? («Гуси-лебеди».)
Что делает Алёнушка? Составьте предложение, изобразите его с помощью схемы. (Алёнушка несёт братца.)
Какое ещё предложение можно составить по этой иллюстрации? Составьте его схему. (Налетели гуси-лебеди.)
Чтобы отделить одно предложение от другого, ставится точка. Чтобы выделить заглавную букву, поставим вертикальную чёрточку.
— Почему под иллюстрацией нарисованы две схемы? Кто сможет вспомнить и озвучить (прочитать по схеме) составленные предложения.
К кому обращалась девочка за помощью? (К печке, яблоньке, речке.)
— Рассмотрите вторую иллюстрацию, вспомните название этой сказки. Назовите главного героя. («По щучьему веленью», Емеля.)
Куда пришёл Емеля? (Емеля пришёл на речку.)
С помощью чего мы ответили на вопрос? (С помощью предложения.)
Кого поймал Емеля? О чём просила щука Емелю? С помощью чего мы можем сейчас записывать свои мысли? (Схемой.)
Для чего нам нужны предложения? (С помощью предложений мы можем выражать свои мысли, о чём-то рассказать собеседнику.)
Рассмотрите иллюстрацию (с. б). Что это за сказка? («Теремок».)
Послушайте запись сказки. А теперь рассмотрите книгу «Теремок». Где вы видите письменную речь? Какой речью пользуется рассказчик?
Каких героев сказки вы видите? Составьте предложения про каждого героя сказки. (Петушок чинит крышу.)
Сколько слов в предложении? Какая схема подходит к этому предложению? Каждое слово произносите чётко и отдельно друг от друга.
Назовите следующее предложение. (Ёжик сидит.) Сколько в нём слов? Какая схема подходит?
Если дети составят предложение с большим количеством слов, схема составляется на доске.
— Работаем с пословицей «Берись дружно...» (с. б).
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (Лопата и т. д.)
Назовите группы предметов. (Орудия труда и инструменты.)
Какие ещё орудия труда знаете? (Тяпка, вилы, топор.) Какую работу выполняют с помощью этих орудий труда? Составьте предложения, запишите их схемы.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Закончите предложения: Всё, что мы говорим, — это... (Речь).
Речь бывает... (Устная и письменная). Речь состоит из... (Предложений). Что выражает предложение? (Законченную мысль.)