Повторение и закрепление пройденного материала

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Повторение и закрепление пройденного материала

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся правильному слоговому плавному чтению на диапазоне всех изученных букв;

• научатся делить слово на слоги, выделять ударный слог;

• научатся составлять звуковые схемы заданных слов;

• научатся произношению звуков в чистоговорках и скороговорках.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Работаем со всеми звуками русской речи на практическом уровне. Работаем на слух. На практическом уровне сравниваем звуки [р], [л].


2. Мотивация учебной деятельности

— Придумайте сами чистоговорки.

Ла-ла-ла — на сосне...

Ра-ра-ра — во дворе...

Су-су-су —...

Ры-ры-ры — ...


3. Работа по теме урока

— Послушайте пословицу: Жизнь прожить — не поле перейти. Объясните её смысл. Подумайте, когда мы так говорим? (Так говорят про людей, которые много повидали в жизни.)

Объясните смысл пословицы: С ложью правда не дружит. (Нужно стараться всегда говорить только правду. Лгать — это очень плохо.)

Как вы понимаете слова ложь, лгать! Какими словами их можно заменить? (Лгать — врать, говорить неправду, обманывать.)

Постарайтесь отвечать на вопросы так, чтобы слова-ответы начинались с буквы л. Как тебя зовут? Какое твоё любимое занятие зимой? Какие ты любишь цветы? Каких птиц ты знаешь? Какой фрукт кислый, но хорошо лечит горло? Какие ты знаешь города? Кем ты собираешься стать, когда вырастешь?

Внимание, блицтурнир. Отвечают 2 человека. Ответы следуют мгновенно. Все ответы начинаются с буквы л. Чем едят суп? Чем копают землю? Где живёт волк? Где растут цветочки? Что в салате? Что на ногтях? Что светит ночью? Кого запрягают? Что увеличивает предметы? По чему скользят коньки?

Вопросы можно задавать и дважды, но предварительно перетасовав их. Учитель оценивает ответы детей в каждой группе.

— Назовите буквы в ряду алфавита. Вместо букв, которые дети ещё не знают, они делают хлопок руками.

Обратите внимание на ленту букв на странице 63. Сколько букв мы уже знаем? (Знаем уже десять букв.)

С какими гласными буквами согласные читаются, произносятся твёрдо? (С гласными — а, о, у, ы.)

Чем отличаются согласные верхнего ряда от согласных нижнего ряда? (В верхнем ряду стоят буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. В нижнем ряду стоят три согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.)

Сколько гласных букв мы уже знаем? Перечислите их. Почему буква и напечатана отдельно от всех гласных и стоит под буквой ы! (С буквой и согласный в слоге-слиянии читается мягко. Стоит гласная и под гласной ы потому, что их звуки очень похожи. Только с и согласные читаются мягко, а с гласной ы согласные читаются твёрдо.)

Прочитайте текст, записанный на доске. Предложения можно разделить между детьми по мере знания ими букв.


Осы

Кто тут? Тут осы. Осы малы и злы. На, оса, сок. Оса пила сладкий сок. Стала оса добра и не зла!

Ответьте на вопросы. Ответы запишите в тетрадь. Вместо букв, которые вы ещё не знаете, поставь звёздочку. Кто тут? Что пила оса? Какая оса?

Прочитайте начало рассказа.

Залез муравей на берёзу. Сел он на листок. Ветер сорвал листок с ветки...


— Про кого будет наш рассказ? (Про муравья.)

Кто такой муравей? (Это насекомое.)

Что произошло с муравьишкой? (Муравейка сел на листок дуба. Ветер сорвал листочек с дерева и понёс его...)

Продолжите рассказ. Для этого надо представить, что может случиться с маленьким глупым муравьишкой.

Муравьишка крепко уцепился за хвостик дубового листочка. Листочек-самолётик поднимался всё выше и выше. Муравейка летел над рекой, над сосновым лесом. Сначала было очень интересно. Но стало темнеть. Муравьишка испугался. Где же мама? От родного дома он улетел очень далеко. Горючие слёзы потекли по усикам Муравейки. Ветерок утих и опустил беглеца на мягкую травку. Мать-и-мачеха покачала Муравейку, и он уснул сладким сном. Утром надо бежать домой к маме!

Как вы озаглавите свой рассказ? (Путешественник.)

Послушайте начало нового рассказа.


Утка и утята

Утка с утятами шла к пруду. Набежала тёмная тучка. Хлынул дождь. Утята прыгнули в пруд...

— Придумайте ещё два-три предложения. (Утка бегала по берегу и звала утят домой. Но в речке только мелькали красные лапки и пушистые хвостики. Сверкнула молния. Утят словно ветром сдуло с воды, и бегом они побежали домой. Утка-мать подгоняла непослушных малышей: кыш-кыш!)

Продолжите рассказ. (Витя отправился к пруду. Он закинул удочку в воду...)

Придумайте продолжение. (Поплавок долго лежал на воде и не шевелился. Солнышко пекло нещадно. Вдруг красный поплавок нырнул и ушёл под воду. Витя быстро дёрнул удочку, и в воздухе мелькнула серебряная рыбка. Плюх — и она оказалась в ведре. Ура! Вечером дома была вкусная уха!)

Составьте второй вариант рассказа. Как бы вы озаглавили этот рассказ? (На рыбалке)

Сегодня мы учились составлять связный текст. Учились составлять правильно предложения. Строить их надо одно за другим. Связно и понятно развёртывать сюжет рассказа.

Поиграем с именами людей и кличками животных. Имена людей, клички животных — имена собственные. Найдите имена, соответствующие схеме.

Придумайте с этими именами предложения и напечатайте в тетради для печатания. (У Лины скакалка. Нина лила сок.)

Подчеркните орфограммы в предложениях.

Игра «Волшебные клеточки». В каждом следующем слове замените одну букву и получите новое слово. Из слова лук сделайте слово сон.


(Лук — сук — сок — сон.)

Не спешите! Помните: «Поспешишь — людей насмешишь». Измените звуки [л], [л'] на [р], [р'], и у вас получатся забавные стихи. Я буду играть роль буквы л, а вы — р.

Буква «л», придя к нам в сквер, повстречала букву «р».

Говорит: «Давай сыграем, ну, хоть в рифмы, например»,

«Л» сказало: «Жёлтый лис...», «Р» сказало: «Варит... рис».

«Л» сказало: «Просят ламу», «Р» сказало: «Вставить... раму».

«Л» сказало: «Очень жалко, что исчез наш колобок...»

«Р» сказало: «Очень... жарко, он забрался... в коробок».

«Л» сказало: «Сбиться слада...», «Р» сказало: «Ты не рада!»

Звуки [л] и [р] очень трудны для произношения. Вспомните песенку про ёлочку «В лесу родилась ёлочка» (авт. Р. Кудашёва). Выберите слова, в которых слышите звук [л]. Объясните, какой это звук — твёрдый или мягкий.

Прочитайте песню. Выберите слова со звуками [л] и [л']: (Первое четверостишие: лес, ёлочка, росла, летом, зелёная, была; второе: метель, пела, ёлочка, укутывал; третье: ёлочкой, скакал, волк, пробегал; четвёртое: лесу, полозом, лошадка; пятое: лошадка, срубил, ёлочку; шестое: пришла, принесла.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Как называют звуки [л] и [р]? Запишите слова правильно: Рариса, полидор, лекрама, Калерия. (Лариса, коридор, реклама, Карелия.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]