Предложение. Слово. Слог

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Предложение. Слово. Слог

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся составлять предложения; определять в них количество слов;

• классифицировать слова, обозначающие животных, птиц и т. д.;

• научатся связной речи через высказывание по картинкам.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы учились с вами составлять предложения, отвечать на вопросы, вести беседу, составлять рассказы. А сегодня обратим внимание на слова, узнаем, какие они бывают по структуре.


2. Мотивация учебной деятельности

— Игра «Узнай сказку». В какой сказке небо синее, птицы страшные, реченька спасает детей? («Гуси-лебеди».)

Какую словесную картинку вы нарисовали бы к этой сказке? (Стоит яблоня...)

О ком говорится в сказке? Укажите схему.

Вспомните, о чём девочка просила печку? Составьте предложение. (Печка, печенька, спрячь меня!)

Сколько слов в этом предложении? Выполните схему. Укажите количество слов. Запишите схему. (Первое слово пишем с уголком, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В конце предложения ставим точку.)

А вот песенка из другой сказки.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выглянул в окошко.

(«Кот, Петух и Лиса»)


3. Работа по теме урока

Справка для учителя

В практике мы часто используем методические рекомендации П. С. Жедек, описанные в работе «Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии». Томск. Изд. «Пеленг». 1992. С. 20-24.

«Слог — минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Ситуация моделируется в игре «На стадионе»: болельщики кричат: (шай-бу, ма-ла-цы)».


— С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?

Назовите на картинке (с. 9) животных чётко и понятно. (Белка.) Назовите ещё диких животных.

Кто входит во 2-ю группу? Каких птиц ещё знаете?

Где живут эти птицы и животные? Звери и птицы попрятались, но нам очень хочется посмотреть на них. Давайте позовём их, как на футболе болельщики.

Дети хором произносят слово гусь. Учитель чертит схему на доске.


Аналогично проходит работа со словом ёж.

— Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово? (Бел-ка. Схема делится на две части. )

Аналогично проходит работа со словом ворона.

Дети произносят части слова орфоэпически, чётко.

— Прочитаем это слово по схеме:

Эти частички называются слогами.

Аналогично проходит работа со словом воробей.

— Что же такое слог? (Слог — это часть слова.)

Назовите, какие слова состоят из двух слогов? (Чайка, белка, барсук, ворон.)


Из трёх слогов? (Воробей, ворона).

Из скольких слогов могут состоять слова? (Из 1, 2... и более слогов.) Сделайте вывод. Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.) На какие группы мы разделили этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)

Назовите птиц. Зверей. (Чайка, ворона, гусь. Белка, волк.) Рассмотрите схемы под рисунками. На какие группы можно разделить эти предметы, рассматривая схемы слов? (На 3 — по количеству слогов.)

Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов. (Гусь, волк; чайка, белка; ворона, воробей.)

Как мы делили слова на группы по разным признакам? (Животных — на диких и домашних; на птиц и зверей. А можно разделить слова по количеству слогов.)

Отгадайте загадки, слова-отгадки запишите на доске в виде схемы, разделите их на слоги.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А метки ни одной.

(Ёж)


Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

(Заяц)


Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

(Белка)


Всё время стучит.

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)


Сама пёстрая.

Ест зелёное,

Даёт белое,

Кто это?

(Корова)


Зверь я горбатый.

Но нравлюсь я ребятам.

(Верблюд)


Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осёл)


Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Запишите название схемой. (Колобок.) Укажите, сколько в имени главного героя слогов? (3 слога.)

Коллективный пересказ сказки с. 9.

— Рассмотрите иллюстрацию с. 10. О чём рассказывает художник? Куда приехала семья? (Семья приехала на дачу в гости.)

Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку. (Бабушка радостно встречает внуков.)

Составьте и запишите схему этого предложения.

Первое слово этого предложения разделите на слоги.

Составьте предложение со словом дедушка. (Дедушка держит газету.)

Составьте схему. Слово разделите на слоги.

image25

— Назовите всех членов семьи. (Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь.) Запишите схемы этих слов с делением на слоги.

image26

Учитель обращает внимание детей на то, что, учитывая родственные связи, на иллюстрации они видят несколько групп родителей и детей.

— Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», акцентируйте ударный слог. Сколько в этом слове слогов? Какой из слогов слышится чётко, ясно, выделяется громче остальных? (ба-.)

Рассмотрите рисунки предметов (с. 10). Что общего в этих словах? (Они все состоят из трёх слогов.)

На какие группы можно разделить эти слова? (На группы с ударением на первый слог, на второй и третий.)

Что мы должны сделать сначала? (Записать схему каждого слова, поставить ударение.)

Дети работают со словами: машина, газета, кубики, составляют схемы, делят слова на слоги, ставят ударение.

— На сколько групп вы разделите эти слова? (На две.)

Теперь понятно, что просит сделать нас вопросительный знак? (Он просит рассказать, какие слова относятся к первой схеме, какие — ко второй.)

Какие же слова относятся к первой схеме? (Слова машина, газета, картина. Ударение падает на второй слог.)

Какие слова относятся ко второй схеме? (Слово кубики.)

Почему? (В этом слове ударение падает на 1 слог.)

Послушайте загадки, доскажите слово, подходящее по смыслу.

На доске появляются рисунки-отгадки, под ними дети составляют схему слова, делят его на слоги, ставят ударение.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это?

(Лиса)


На ветке не птичка —

Зверёк невеличка,

Кто же это?

(Белка)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового узнали о словах? (Слово состоит из слогов; слогов может быть 1, 2, 3, 4...)

Объясните пословицу (с. 10). Оцените свою работу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]