Звуки [м] и [м']. Буква М, м

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [м] и [м']. Буква М, м

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новыми звуками [м] и [м'];

• научатся правильной артикуляции этих звуков;

• научатся слышать новые звуки, указывать их место в словах;

• давать характеристику новым звукам;

• запомнят графическое изображение буквы Мим и научатся читать с ней слова и предложения;

• повторят правило написания заглавной буквы при написании имён собственных.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Какие группы букв согласных звуков мы уже знаем? Сегодня мы познакомимся с согласными звуками и новыми буквами. А вот из каких групп, узнаем в процессе работы.


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицу и объясните её значение. Нет лучше дружка, чем родная матушка. (Мама — самый главный человек, самый нужный, самый нежный, самый любящий человек по отношению к своим детям. С нею тепло, просто, можно рассказать обо всём, что тебе непонятно, что доставляет трудность или поделиться радостью.)

Послушаем ещё одну пословицу.

Москва — всем городам мать. (Москва — главный город в нашей стране, в России. Это столица нашей Родины.)

Какие гласные звуки мы слышим?

Какие согласные звуки мы слышим?


3. Работа по теме урока

— Послушайте пословицу. Как вы её понимаете? Охранять природу — значит охранять Родину. (Родина и природа неразрывно связаны. Берёзка — символ Родины, России. Цветы, реки, поля — всё это тоже наша Родина. Это наше богатство, без которого человек не может жить. Поэтому надо беречь окружающую нас природу.)

Что вы уяснили для себя, какой вывод сделали, прочитав эти пословицы?

Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что вы на них видите?

Учитель вывешивает на доске иллюстрации на темы: «Золотая осень», «Зелёное кружево», «Первый снег», «Уборка урожая», «Каравай хлеба на рушнике», плакат «Родина-мать зовёт», «Егерь и лоси», «Дети в школе», «Красная площадь», «Храм Христа Спасителя», «Комбайн в поле», «Памятник Юрию Гагарину» и т. д.

— Расскажите о красоте русской природы, её богатствах, памятниках, людях.

Где мы можем увидеть эту красоту? (В лесу, в поле, на речке, всюду. Это всё вокруг нас. Это всё наше. Это наша Родина.)

Послушайте, я прочитаю вам стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом...».

Что воспевает, прославляет поэт в этом стихотворении? (Нашу Родину, нашу прекрасную природу, человека, которому хорошо и привольно на своей земле.)

Рассмотрите новые иллюстрации «Большой город», «Третьяковская галерея», «Большой театр», «Дети учатся в школе», «Ракета летит в космос», «Юноша за компьютером» и т. д.

Послушайте рассказ К. Ушинского.

Наше Отечество

Наше Отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

— Матерью — потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.


— Почему мы зовём Россию Отечеством, родиной, матерью?

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает. (На Родине любой человек найдёт помощь и поддержку, если ему трудно или придёт беда. Здесь у него дом, работа, родные и друзья.)

Куда бы ни уехал человек, его тянет домой, туда, где он родился. Это может быть город, деревня, село, дом — это его маленькая Родина.

Как называется жилище человека, где он живёт? (Дом.)

Учитель вывешивается несколько вариантов домов: городской, деревенский.

— Рассмотрите дома. Где вы их встречали? Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова дом. Произнесём слово и послушаем звук на конце слова. Что это за звук? (Это согласный звук, потому что он произносится с препятствиями. Плотно сжимаются губы и с силой размыкаются — [м].)

Что ещё мы хотим узнать про этот согласный звук? (Звук [м] — твёрдый.)

Произнесём ещё раз слово дом и послушаем звучание звука ещё раз. ([м] — звонкий.)

Расскажите всё, что вы узнали о звуке [м]? (Звук [м] — согласный, твёрдый, звонкий.)

Назовите дома, которые появились у нас на доске? Сколько их? (Дом, дворец, избушка, шалаш, землянка, палатка, дача.)

Сейчас мы выполним упражнение «Твёрдый — мягкий». Поднимите синюю карточку, если звук [м] твёрдый, зелёную, если звук [м'] мягкий.

На полу скребётся мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил.

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залёг в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

— Составьте схемы слов к словам мишка и мышка, мил и мыл. В чём их сходство и различие?

Основываясь на выводе о новых звуках и букве, дети дают обстоятельное объяснение.

— Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м']? (Буквой М, м).

На что похожа буква м? Послушайте стихотворение про букву м.

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я — это мы».

И между тем получилась буква «м».

* * *

Палочка и палочка

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

(А. Шибаев)

— Найдите буквы М, м, прочитайте с ними слоги. Напечатайте буквы Мим. Напечатайте слоги с м, которая обозначает [м], а затем слоги с м, которая обозначает [м'].

Напечатайте слова к картинкам: мук, сом, сомик, Мара, мир, мак. Из предложенных схем выберите нужные схемы и подставьте к словам. Составьте устно предложения с этими словами. Запишите предложения.

У Ромы сом.

У... (здесь дети пишут своё имя) сомик.

Прочитайте слоги на странице 85 сначала до конца, а теперь с конца до первого слога. Прочитайте слова в столбиках, объясните их значение. (Мама — женщина, у которой есть ребёнок (сын или дочь). Метро — подземный транспорт в Москве, Санкт-Петербурге, в Волгограде. Москва — столица России. Строители — люди, которые строят дома, заводы и т. д. Мир — это наша земля. Мир — это когда люди живут спокойно, дружно, без войны.)

Какую подпись вы бы сделали под иллюстрацией на странице 84? (Москва или Кремль, Красная площадь.)

— Почему слова Москва, Красная площадь, Кремль пишутся с заглавной буквы? (Это названия самого главного города в России, памятников России. Москва — столица нашей Родины.)

Отгадайте загадку.

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

Что это? (Это метро.)

Где мы видим на улицах Москвы букву А)? (У подземных переходов, на станциях.)

Что это такое метро? (Метро — это вид пассажирского транспорта.) Какие станции метро вы знаете? Давайте выучим стихи о метро.

То вниз, то вверх бежит перо,

Рисуя букву «М», —

Как бы спускаешься в метро

И вверх идёшь затем.


На гладкий мрамор и гранит

Ложится мягкий свет.

Сама тут лестница бежит —

И всё конца ей нет.

(С. Маршак)

— В каких словах мы слышим звуки [м] и [м']? Теперь прочитайте текст в низу страницы 85. Кто ведёт разговор с Ромой? (Учительница.)

Какие слова учительница попросила Рому написать на доске? Выполните их звукобуквенный анализ.

Аналогичная работа проводится со словами Москва и мир.

— В каком слове все согласные буквы дают звонкие звуки? (Мир.) Напечатайте слова на доске и в тетради для печатания: мама, Москва, мир. Послушайте предложение и напечатайте его: Мама мила и красива.

Прочитайте первую пословицу: Кто сеет мир, пожнёт и счастье. Объясните её смысл.

Прочитайте вторую пословицу: Мир строит, а война разрушает. Объясните её смысл. Рассмотрите две иллюстрации: одна на тему

«Война», другая на тему «Мир». Подчеркните буквы м и дайте характеристику звукам.

Прочитайте пословицу на странице 84 и объясните её значение: Мало хотеть, надо уметь. Подчеркните буквы м в этой пословице. Дайте характеристику буквам и звукам.

Прослушайте аудиозапись «Гимн Российской Федерации».

Учитель рассказывает учащимся о Красной площади, об Историческом музее, храме Василия Блаженного, Кремле.

— Кто из вас был на Красной площади? Кто видел Кремль? Царь- колокол и Царь-пушку?

Далее учитель читает рассказы Е. Осетрова и задаёт вопросы.

Всем колоколам царь

Послали в чужие страны искать мастеров, которые могли бы отлить такой колокол, какого мир не видел и не слышал. Не нашлось нигде смельчаков-умельцев, которые взялись бы за столь трудное дело.

Опечалилась Москва. Но пришли в Кремль опытные мастера — Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины. Их уже знали по всей Руси. Гремели-звенели моторинские колокола и в богатой Твери, и на берегах Днепра, и в Старой Руссе. И сказали Иван и Михаил: «Отольём такой колокол, какого от начала мира не было...»

И отлили в 1748 году Моторины колокол, какого ещё не было. Весил Царь-колокол свыше двухсот тонн!

Когда ты будешь любоваться творением старых мастеров, когда ты остановишься возле Царь-колокола, вспомни о том, как любила Древняя Русь колокольный звон.


— Какую думу задумала Москва, чтобы удивить мир? Что за мастера нашлись на Руси и выполнили ответственный заказ? После прочтения каких слов текста ты понимаешь, что Моторины были настоящие мастера, мастера самого высокого класса? Приходилось ли тебе видеть Царь- колокол? Расскажи, каков он Царь-колокол?

Царь-пушка

Возле здания Арсенала — так называют в Кремле склад оружия — дремлют на возвышении пушки. Мирно отдыхают орудия, наводившие в былые времена страх на врагов.

Любили деды пушки и давали им горделивые названия: «Лев», «Орёл», «Волк»... И теперь возле Арсенала стоят пушки с изображением льва, орла, волка.

Почти четыреста лет подряд все, кто приходит в Кремль, с теплотой и любовью называют одно имя — Андрей Чохов. Жил в старину такой пушечный мастер в Москве. Он и его друзья отлили пушку, о какой никогда и никто не слыхал. Вес её две тысячи четыреста пудов (пуд — 16 килограммов), и стреляла она каменными ядрами. Поставили пушку на возвышенном месте для защиты Спасских ворот Кремля и моста через Москву-реку. Однако не пришлось горожанам увидеть, как бьёт оружие, которое за величину прозвали Царь-пушкой.


— Что за здание Арсенал? Где оно находится? Имя какого мастера знают и вспоминают с любовью люди России? Чем прославился этот мастер? Почему пушку назвали Царь-пушкой? Какие ещё памятники старины вы знаете? Где они находятся?

Прочтём предложения о Москве на странице 84. Как называются люди, которые живут в Москве?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Придумайте два имени, в которых звуки [м], [м'] звучат по-разному. Дайте характеристику новым звукам. Где их место на ленте букв?






Для любых предложений по сайту: [email protected]