Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [з], [з']. Буква 3, з
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с новыми буквами 3 и з и звуками [з] и [з'];
• научатся выразительному, безошибочному чтению;
• научатся дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки;
• наблюдать оглушение согласных в словах;
• расширят словарный запас;
• продолжат учиться составлять тексты из 3-4 предложений.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Назовите буквы глухих согласных звуков. Назовите буквы звонких согласных звуков.
2. Мотивация учебной деятельности
— Читаем рассказ «Лото» на странице 89. Подчеркните звонкие согласные. Отгадайте слова на странице 89 и напечатайте их.
3. Работа по теме урока
— Прочитайте слово, которое напечатано на доске. (Парк.)
Объясните значение этого слова. Давайте уточним наши ответы в толковом словаре.
1) Парк — сад или насаженная роща с аллеями, цветниками и пр. 2) Парк — место стоянки и ремонта транспортных средств. Ещё этот парк называют — автопарк. 3) Аквапарк — это парк с водой, бассейн с посаженными там зелёными насаждениями.
Рассмотрите картинки и запомните значение слов, которые мы с вами изучили. В одном или двух словах укажите количество букв и звуков.
Дети рассматривают иллюстрации — «Зоопарк», «Аквапарк», «Нескучный сад (парк)», «Парковая аллея», «Автопарк».
— Расскажите вечером дома родителям и всем родным о маленьком слове парк и о том, сколько разных значений имеет это слово. Приобретите толковый словарик.
Давайте послушаем чтение скороговорок и постараемся заучить их. Когда мы прочитаем все скороговорки, то узнаем, в каком парке мы оказались.
Дети имеют в руках фигурки предметов, о которых говорится в скороговорках. У первого ребёнка в руках фигурка уточки. Слова скороговорки он сопровождает движениями руки с уточкой: Уточка-вертихвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
— Какие буквы и звуки мы повторили в этой скороговорке? (Букву В, в и звуки [в], [в'].)
Выделите слово, в котором звук [в] слышится мягко. (Вертихвостка.)
У второго ребёнка в руках обезьянка и связка бананов.
Забавной обезьяне
Бросили бананы.
Бросили бананы
Забавной обезьяне.
— Какие буквы и звуки мы услышали в этой скороговорке, мы узнаем сегодня и на последующих уроках.
Выходит третий ребёнок, в руках у него две фигурки попугаев. Они разговаривают между собой.
Говорит попугай
Попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ
Попугай:
— Попугай! Попугай! Попугай!
— Какие буквы и звуки мы с вами повторили? (Буквы П, п и звуки [п] и [п'].)
Расскажите всё, что вы знаете о букве п.
Дети дают ответ-вывод. Все следят за логикой ответа, его полнотой и правильностью.
— Выучите ту скороговорку, которая больше всего понравилась.
Послушайте загадки и назовите отгадки.
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки.
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
(Зебра)
Длинна, а не нитка,
Зла, а не ведьма,
Черна, а не ворон. (Змея)
(С. Маршак)
— Рассмотрите картинки с изображением зебры и змеи. Как называется место, где содержатся зебры? (Вольер.)
Как называется место, где содержат змей? (Террариум.)
Послушайте звучание нового звука в слове змея и произнесите его самостоятельно. Обратите внимание, как располагаются во рту язык, зубы, как проходит воздух. (Змея. Звук [з] — согласный. Он произносится с препятствиями. Воздух проходит между кончиком языка и верхними зубами. Этот звук состоит из голоса и шума.)
Что мы ещё стараемся узнать о согласном звуке [з]? Произнесите и послушайте ещё раз этот звук. (Этот звук твёрдый, так как за ним следует согласный звук.)
Что ещё вы хотели бы отметить в новом звуке? (Мы должны уточнить, какой это звук звонкий или глухой. Этот звук звонкий.)
Произнесите вторую отгадку и послушайте звучание звука [з]. (Зебра.)
Где сейчас мы можем встретить зебру и змею? (В зоопарке. В зоосаде.)
Произнесите только первый слог и постарайтесь выделить звук [з’]. (Зе-. Мы слышим звук [У]. Он не похож на первый звук. Этот звук звучит мягко, так как за ним идёт гласная е.)
Дайте характеристику звукам [з] и [з']. (Эти звуки согласные, произносятся с помощью голоса и шума. Один звук твёрдый, другой мягкий. Мягко звук [з'] произносится, когда за ним следуют гласные звуки [и] и [е]. Твёрдо звук [з] произносится, когда за ним следуют звуки [а], [о], [у], [ы].)
Послушайте ещё загадки.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Варан)
Зверь горбатый.
А нравлюсь я ребятам.
(Верблюд)
Слышим ли мы в отгадке наш новый звук? Найдите новый звук в самой загадке.
В слове зверь звук [з] какой? (Он согласный, твёрдый, звонкий.)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (Волк)
Слушаем текст загадки и находим слова со звуками [з] и [з']. (Зимой, злой.)
Дайте характеристику новым звукам. (В слове зимой новый звук [з'] мы слышим в первом слоге. Этот звук — согласный, мягкий, звонкий. В слове злой звук [з] — согласный, твёрдый, звонкий.)
Дрессировщик спозаранку
Дрессирует... (Обезьянку)
(М. Яснов)
— Как вы понимаете слово спозаранку? (Значит, очень рано.)
Найдите слова, в которых слышатся новые звуки, дайте характеристику.
Аналогично дети рассматривают слова спозаранку и обезьянку.
Листья падают с осин.
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)
Живёт в лесу, ухает, как разбойник;
Люди его боятся, а он людей боится.
(Филин)
Назовите слова с новым звуком? (Таких слов в 1-й загадке нет.) Какое слово может быть интересно нам во 2-й загадке? (Разбойник. В нём мы слышим звук [з]. Звук [з] — согласный, твёрдый, звонкий.)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит...
(Черепаха)
В птичник повадится —
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)
— Есть ли здесь слова, в которых слышится новый звук?
С остальными загадками дети работают аналогично.
Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья. Кабан)
Кто на своей голове лес носит? (Лось)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
Днём спит, ночью летит и прохожих пугает. (Сова)
Где же мы с вами побывали? (В зоопарке, в зоосаде.)
Составьте звуковую схему двух слов зоопарк и зоосад. Какой самый короткий слог в этих словах? (Это 2-й слог о. Он состоит из гласной.)
Сколько слогов в каждом слове? (В словах по три слога, так как здесь по три гласных.)
Кто знает буквы, обозначающие звуки [з], [з']? (Это буквы 3 и з.)
Поучимся писать буквы — заглавную и маленькую — в тетрадях для печатания.
Дети пишут буквы 3 из и слоги — за, зо, зу, зы, зи, зе.
— Подчеркните только те слоги, в которых буква з обозначает мягкий согласный звук. Объясните звуковые схемы к рисункам (с. 91).
Дети дают объяснение по схемам и звучанию звуков в словах.
— Обратите внимание на предмет бумажный (воздушный) змей. А какой сказочный герой носит такое же название? (Змей Горыныч.)
С какой буквы напишем его имя?
Прочитайте слоги и скажите, какие новые звуки слышите. Придумайте слово на каждый слог. (Загадка, замок, зимородок, зяблик, зубр и т. д.).
Назовите, каких зверей вы видите на странице 90. Составьте рассказ по картинке.
Что вам показалось неправильным на рисунках художника?
Рисунки показывает учитель. Из них можно составить подвижную картинку на доске. Животных и птиц можно отделять во время беседы так, чтобы в зоопарке можно было гулять безопасно. Дети высказываются.
(В пруду с птицами можно всё оставить так, как есть. Зубра и слона тоже можно оставить так. А вот на островке не всё правильно. Орлы не могут находиться вместе со львом. У них подрезаны крылья, и они часто ходят по земле. Это для них будет опасно. Орлов нужно поместить в отдельный вольер. Лев и тигр тоже не могут быть вместе.
Они хищники и сильные. Их тоже надо отделить друг от друга. У вольера со львом и тигром должны быть очень высокие решётки, забор. Они очень прыгучие звери и опасные для людей. Такой ров с водой подойдёт больше к вольеру с медведями. И ещё: лошадка пони очень маленькая, сомневаюсь, что она может увезти так много людей в своей тележке. Ей будет очень тяжело).
— Читаем стихотворение М. Пляцковского на странице 90. Почему вам было смешно?
Рассмотрите иллюстрацию «Факир в цирке со змеей». Как назвали дрессировщика змей? (Заклинатель. Факир. Дрессировщик.)
Встреча со змеёй в лесу очень опасна для человека. Нужно спокойно и тихо отойти в сторону и подождать, когда змея уползёт. Яд змеи используется в медицине при приготовлении лекарств. Но укус очень опасен, бывает даже смертелен.
Прочитайте слова и подготовьтесь читать текст «Звери в зоопарке» (с. 91).
Озаглавьте первую часть текста. (На картинке лев и слон.)
Обратите внимание на галочки (кавычки), которые с двух сторон ставятся в тексте. Послушайте эти слова. Кто их произносит? (Это говорит Зина.)
Да, это слова девочки. Чтобы их выделить и отделить от других слов, их поставили в кавычки. Это прямая речь. Это слова Зины. Их отделили от других слов, от слов автора.
Прочитайте вторую часть текста. Озаглавьте её. (Анна Ивановна рассказывает о еноте и сером волке.)
Прочитайте третью часть. Озаглавьте её. (Аквариум и террариум.)
Прочитайте текст второй раз и голосом выделите слова Зины и слова автора.
Составьте рассказ о своё любимом животном. Вступление у всех будет одинаковое. Затем вы остановитесь у своего любимого животного и расскажете о нём остальным.
Мы пришли в зоопарк. Начало осмотра нам указала маленькая стрелочка. Погода солнечная и тёплая. Все звери вышли из своих вольеров.
Послушаем 2-3 учеников и оценим рассказы. Нарисуйте зверей, в названии которых слышатся звуки [з] и [з']?
Напечатайте предложения под диктовку.
Ученики комментируют письмо, а затем запись открывается на доске.
Зима. Змеи засыпали в норе.
Весна. Змеи вылезли из норы.
Лето. Змеи ползали по террариуму.
— Подчеркните слоги, в которых есть буква з.
Прочитайте слова и подумайте, какой рассказ с ними можно сочинить?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Где мы сегодня с вами побывали? С какими буквами и звуками вы познакомились? Расскажите всё, что узнали о букве з? Какую строчку на ленте букв займёт буква з? Ставить сегодня её на ленту букв мы не будем, а почему, узнаете на следующем уроке.