Закрепление пройденного о буквах я, е. Чтение текстов

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Закрепление пройденного о буквах я, е. Чтение текстов

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся систематизировать знания о буквах я, е, выступающих в качестве показателя мягкости согласных звуков;

• добьются чёткого усвоения того, в каких случаях буквы я, е обозначают два звука;

• разовьют фонематический слух, речь, память, внимание;

• поупражняются в чтении доступных текстов на всем диапазоне изученных букв;

• научатся работать с содержанием текста, отвечать на вопросы по содержанию, использовать приём выборочного чтения, чтения по ролям.

ХОД УРОКА

1. Работа по теме урока

— Когда мы говорим слова: Здравствуйте! Спасибо. Пожалуйста. Простите. Извините. До свидания? Какие слова ты можешь добавить к каждому приветствию? Это вежливые слова, нужно знать и уметь пользоваться ими каждому культурному человеку.

— Мы ели, ели,

Линей у ели,

Их еле-еле

У ели доели.

Каким словом можно заменить слова ели, ели? (Кушали.)

Как по-другому можно сказать еле-еле? (Медленно.)

Кого же всё-таки ели у ели? (Линей.)

Кто такие линь, лини? (Это рыба.)

В каких словах вы слышите звуки, которые образовались от гласной е?

Дети называют слова и указывают, почему е иногда даёт один звук [э], а иногда два звука [й'э].

— На какую букву похожа е по своим свойствам? (На я.)

Где эти две буквы стоят на ленте букв? (В нижнем ряду, так как в слоге-слиянии они смягчают согласную.)

Рассмотрите картинки. Отгадайте имена детей по первым звукам слов.

Учитель показывает рисунки: ягода, наперсток, аквариум.

— Возьмите первые буквы названий предметов. (Яна.)

А какое слово спряталось в словах утка, лебедь, ягода? (Уля.)

Расскажите всё, что вы знаете о букве я. Используйте для примера имена девочек. (Яна, Яся, Аля...)

Скажите, где мы слышим звук или звуки, которые обозначает буква я?

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнее. (Язык. В этом слове два слога. В первом слоге слышим звуки [й'а]. На письме они обозначаются буквой я.)

Какой остров говорит про себя, что его можно носить под рубашкой? (Ямайка. В этом слове три слога. В первом слоге слышим два звука [й'а]. На письме они обозначаются одной буквой я.)

Какой полуостров всё время жалуется, что он очень маленький? (Ямал. В этом слове два слога. В 1-м слоге слышим два звука [й'а].) На письме они обозначаются одной буквой я.)

Что за животное оставляет вам в руках хвостик и убегает. (Ящерица. В этом слове четыре слога. В первом слоге слышим два звука. Они обозначаются одной буквой я.)

Прочитайте стихи.

Ящерицу я ловил,

Страх меня остановил.

— А чего же тут бояться?

— Хвостик может оторваться!

(Г. Виеру)

— Как вы думаете, тут слова одного человека или нескольких? (Тут разговаривают двое. Один человек рассказывает, что с ним приключилось. А другой задаёт ему вопрос.)

Прочитайте вопрос, который задаётся рассказчику. (А чего же тут бояться?)

Прочитайте текст по ролям.

Два ученика читают по листочкам. Все остальные дети повторяют за ними вполголоса и заучивают наизусть.

— Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, что интересного ещё вы можете сказать о букве я. (Буква я может выступить в роли целого слова.)

Прочитайте ещё стихотворение.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

— А вы знаете, кто Я?

Буква, слог и слово.

(Л. Шибаев)

— Посмотрите запись на доске.

Ягод нет кислее клювы.

Я на память знаю буквы.

— В какой роли может выступать буква я? Обведите в кружочек доказательство о роли буквы я. (Буква я может быть целым словом, а может быть просто слогом.)

Рассмотрите иллюстрации. Что вы тут видите? Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

Предположите, о чём мы будем читать в тексте (с. 116). (О языках.)

1 часть. Так говорят о человеческом языке.

2 часть. Для чего человеку нужно знать иностранные языки? (Язык — средство общения с людьми из других стран.)

Послушайте пословицы и словосочетания о языке. Объясните их смысл. Учись держать язык за зубами. (То есть учись не болтать, а молчать.) Длинный язык у тебя. (Значит, болтливый ты человек.)

Злые языки. (Недобрые люди, сплетники.) Остёр на язык. (Критикует.) Что на уме, то и на языке. (Говорит всё подряд, не думает.) Сорвалось с языка. (Несдержанный человек. Сначала скажет, а потом жалеет.)

Что можем сказать о слове язык — языки? (Имеет много значений, это многозначное слово.)

Объясните значение слова язычок? (У ботинка бывает язычок.)

Прочитайте стихотворение «Яблоко спелое» Я. Акима. Рассмотрите четверостишие и скажите, какие буквы мы ещё не изучали. (Буквы х, ж, ю, ц.)

Послушайте, как нам их произнесут читающие дети, и попробуйте узнать — гласные или согласные эти буквы. (Есть согласные, но есть и одна гласная.) Читаем быстро и полными словами.


мя

тя

ля

дя

ся

ря

мята

тяга

коляска

дятел

косяк

коряга


— Составьте предложение с любым словом.


ели

маяк

стая

ярмарка

сладкое

змея


— Подчеркните слова, в которых буквы я и е дают два звука? Назовите эти звуки?

Расскажите всё, что вы знаете о букве я. (Буква я интересна тем, что обозначает два звука, если стоит в начале слова — яма, в середине, после гласной — маяк. Когда же буквы я и е стоят после согласной, то обозначают один звук [о] или [э].)

Прочтите слова на странице 117. Составьте схемы к названиям птиц.

Далее следует работа с лентой букв — чтение всех изученных букв и их классификация.


2. Рефлексия учебной деятельности

— Что вы узнали сегодня нового, чего не знали вчера?






Для любых предложений по сайту: [email protected]