Парные согласные звуки [г], [г'] и [к], [к']. Буквы Г, г и К, к

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Парные согласные звуки [г], [г'] и [к], [к']. Буквы Г, г и К, к

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся определять, различать парные звонкие и глухие согласные звуки [г] и [к];

• устанавливать место парных звонких и глухих согласных звуков [г] и [к] в словах;

• составлять звуковые схемы слов с парными согласными г и к;

• научатся правильному, сознательному, выразительному чтению с парными звонкими и глухими согласными буквами Г и К;

• печатать под диктовку доступные предложения и тексты;

• подводить итог и делать выводы после выполнения определённого блока учебного задания;

• расширят кругозор.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Назовите парные согласные. Какую орфограмму вы узнали? Расскажите о ней на словах: огород — сад, про_ка, сно_.


2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадку. Выделите новый знакомый звук. Дайте ему характеристику.

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

(Гроза)

Выполните схему отгадки.


image345


Выполните схемы к данным рисункам.



Как проверить орфограмму на парную согласную? (Подобрать проверочное слово.)

Какой это звук [г]? (Парный согласный [г] и [к].)


3. Работа по теме урока

— Внимание, нас ждёт секрет. Прочитаем текст «Цветы под водой».

Читают текст 2-3 ребёнка цепочкой.

— О чём вы хотели бы спросить своих друзей по содержанию текста «Цветы под водой»?

Дети формулируют вопросы по содержанию текста и адресуют их друг другу. Учитель оценивает ответы детей.

— Прочитайте слова на странице 120. Укажите слоги-слияния со звуком [г]. (Снеговик — второй слог го. Звук [г] — согласный, звонкий, твёрдый, парный и т. д.)

Когда звук [г] слышится твёрдо? А когда звук бывает мягкий? Произнесём ещё раз первое слово. Какой звук вы слышите на конце этого слова? (Звук [к].)

Сколько здесь снеговиков? (Один.)

Образуйте слово, которое обозначает много снежных чучел. (Снеговики.)

Дайте характеристику звуку [к]. (Звук [к] — согласный, глухой, мягкий, парный.)

А вот ещё одно очень интересное слово. Из чего лепили снеговиков? (Из снега.)

Давайте произнесём это слово и составим к нему звуковую схему.

Дети произносят слово снег и начинают составлять схему. У доски задание выполняют 1-2 ребёнка. Спорным станет вопрос обозначения и печатания согласного на конце слова. В случае затруднения следует предоставить право объяснения ребёнку у доски. Появляется запись снег — снега. Следует сделать уточнение и вывод, что помогло правило «один — много».

— Напечатайте в тетради ряд родственных слов к слову снег. Воспользуйтесь словами, которые мы только что прочитали. (Снег, снеговик, снегопад, снегоход, снегурочка, снежинка, снегири.)

Как же нам поступать, если согласный звук на конце слова неясно слышится? (Нужно воспользоваться правилом «один — много», и сразу станет ясно слышаться последний согласный на конце слова.)

Какие звуки мы сейчас с вами повторили? (Звуки [г] и [к].)

Что вы можете сказать об этих звуках? (Они звучат очень похоже, образуются одинаково. Только [г] образуется с помощью голоса, а [к] — без голоса. Это парные согласные звуки, [г] — звонкий согласный, а [к] — глухой согласный.)

Как они будут стоять на ленте букв? (Один под другим.)

Какой согласный будет стоять наверху? (Буква г. Буква к будет стоять внизу, потому что даёт глухой согласный.)

Сколько пар согласных мы уже знаем? (4 пары: б—п, г—к, д—т, з—с.)

Что мы можем сказать про букву в? (Она тоже будет парной, потому, что её поставили в серединку группы парных согласных.)

Обратите внимание на группу согласных букв, которые стоят отдельно. Назовите их.

Дети называют: «эн», «эм», «эль», «эр».

— Ни у одной буквы нет пары. Возможно, и не будет. Тогда они будут называться как? (Непарными согласными. Мы будем наблюдать за ними.)

Послушайте стихотворение о дружбе новой пары звуков.

Меж собой уже века

Живут в согласье «Г» и «К».

И не впадает «К» в обиду.

Когда её сменяет «Г».

Обратите внимание на доску, где записаны слова снег и снеговик. Нам помогает правило «один — много». Слышим мы одинаковые звуки, но когда начинаем писать быстро — проговариваем правило и пишем верно. Давайте прочитаем слоговую таблицу в низу страницы. Продолжим чтение слогов на доске.

На доске записаны обратные слоги и слоги из трёх букв ак, аг, ук, уг, ок, ог, ик, иг, ек, ег, ык, ыг, як, яг, ек, ег, кры-, гры-, гро-, кро-, гла-, кла-, глу-, кру-, гро-, кро-, гре-, кре-, гря-, кря-.

— Добавьте свои слоги. Составьте слова.

Один ученик громко читает слог. Дети составляют и громко произносят целое слово — гром, гроза, гроши, кролик, крошка, крона, кровь, кровля и т. д.

— Работаем со скороговоркой на странице 121 внизу. Сделаем рисунок.

Отгадайте загадку: В гору — бегом, а с горы — кувырком. (Заяц, кролик.)

Какой звук вы слышите на конце слова кролик? (Парный согласный звук. Надо воспользоваться правилом «один — много»: кролик — кролики. Значит, звук [к].)

Прочитаем текст «Подарки к празднику» (с. 122). Какие подарки приготовили первоклассники? (Домик, коврик, солдатиков, Буратино, клоуна.)

Попробуйте описать эти подарки?

Дети по выбору начинают рассказывать о каждом подарке: Клоун нарядный, весёлый, в голубой шапочке.

— Как звали детей, о которых говорилось в тексте? Почему так записали эти слова? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

На странице 123 у нас есть задание «У кого?». Прочитайте левую часть предложения.

Дети с места дополняют предложения.

— А теперь напечатайте любые два предложения в тетрадь для печатания. Кто-то может дополнить одно-два слова и расширить предложение.

У гуся лапы. (У гуся красные лапы.)

У тигра когти. (У тигра острые когти.)

У оленя рога. (У оленя ветвистые рога.)

У коня грива. (У коня красивая (волнистая) грива.)

Прочтите самостоятельно загадки на странице 123. Кто сможет прочитать, назвать и напечатать слова-отгадки? Назовите, сколько в этих словах букв и сколько звуков? (Ветер, мороз, заяц.)

Следует корректировать чёткое произношение слов. Если класс хорошо подготовлен, то можно задать вопрос о парной согласной на конце слова мороз.

— Напечатайте в тетради для печатания под диктовку заглавные согласные буквы: н, м, л, р, б, в, г, д, з, п, к, т, с. Сколько согласных букв мы изучили? (13 букв.)

Напечатайте строчные гласные буквы: а, о, у, ы, я, и, е. Выделите буквы, которые обозначают звуки, смягчающие согласные звуки.

Игра «Почемучка». На каждый вопрос нужно дать ответ так, чтобы в любом слове была буква г.

Где живёт и строит своё гнездо орёл? (В горах.)

Где ты живёшь? (В городе.)

С какой игрушкой ты любишь играть? (С гитарой, грузовиком, в настольную игру...)

Что ты любишь читать по вечерам? (Газету, книгу.)

Какой подарок ты хотел бы получить? (Книгу, грейпфрут, ягоды, галстук, грабли...)

Где сажают редис, горох? (На грядке.)

Какая птичка бегает по земле и трясёт своим хвостиком? (Трясогузка.)

Какая птица первой прилетает к нам весной? (Грач.)

Работа с упражнением «Лист». Прочтите название деревьев. Сделайте деревца маленькими. Называйте парные согласные звуки.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что вы узнали о букве г и её паре к? Перечислите другие пары согласных звуков.

Как проверить орфограмму на парную согласную на конце? лё... — , лу... — , пру... — , тру... —






Для любых предложений по сайту: [email protected]