Буква ь — показатель мягкости согласных

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Буква ь — показатель мягкости согласных

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новой буквой — мягким знаком, показателем мягкости согласных звуков;

• научатся читать слова с мягким знаком — показателем мягкости согласных звуков;

• узнают, что мягкий знак не обозначает звука;

• отработают алгоритм фонетического разбора слов;

• научатся любить природу, животных, птиц.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте про себя пословицы, объясните их смысл. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Без труда и отдых не сладок. Кукушка закуковала — пора сеять лён. Что летом родится, то зимой пригодится. Январь — году начало, зиме середина.

Отыщите новую орфограмму. (Начало.) Поставьте ударение в слове, Как слышатся ударные и безударные гласные? Это словарное слово. Его надо запомнить.

Ленивый и Прилежный

«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит Ленивый.

«Завтра погуляю, а сейчас поучусь», — говорит Прилежный.

— Какое предложение вы выберете для себя? Почему?

Каких людей называют прилежными, каких ленивыми?

Какая орфограмма появилась в тексте? (Научусь.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Впишите недостающие буквы.

ча_ ча_ ча_ _ ча_ _ _ ча_ _ _ _

На доске картинки: чай, час, часы, чашка, чайник, чайный.

— Что вы можете рассказать о букве ч? Какое правило мы повторили?


3. Работа по теме урока

— Кого видите на картинке? (Гусей.)

Составьте звуковую схему к слову гуси. (Согласный звук, в слоге си — [с].)

Измените это слово так, чтобы после буквы с стояла буква я, буква е. Используйте предлоги. (О гусе, про гуся.)

Поставьте это слово в форму единственного числа. (Гусь.)

Составьте схему. Напечатайте слово. Когда согласные читаются мягко? (Когда после согласного идут я, и, е.)

Как на письме показать, что последний звук надо произносить мягко? Как можно показать, что [с'] надо читать мягко?

Читающие дети сообщают, что здесь нужно поставить букву ь. Знакомятся с буквой ь.

— Напечатайте это слово гусь.

Назовите, кого вы здесь видите? Напечатайте слово. (Лось.)

Вот ещё картинка. Кто это? (Олень.)

Расскажите, как будете печатать слово? (В слове два слога: о-, -лень.)

Расскажите, что вы узнали о букве ь? (Буква ь показывает, что согласный звук читается мягко; ь не обозначает звука; мягкий знак ставится после согласной буквы, служит для смягчения согласных звуков. Сама буква ь звука не даёт.

— Вот ещё одно слово — медведь. Напечатайте его. Какие согласные ещё читаются мягко? (Согласные м и в. За этими буквами стоит гласная е.)

Какая буква выступила в этом слове в двух ролях? (Буква д. Звук [д] здесь и твёрдый, и мягкий. На конце слова его смягчает буква ь.)

Обратите внимание, на что похож ь.

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Мягкий голос, мягкий шаг.

Это буква — мягкий знак.

(В. Степанов)

— Какой рисунок вам хотелось бы нарисовать для буквы ь? (Мягкую подушку, кругом летят пёрышки, пух; перинки, как у принцессы на горошине; лепестки роз, как у Дюймовочки...) Найдите мягкий знак на ленте букв.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Прочитайте слова с ь.

Что вы узнали о лосе? Обратить внимание на ударение в слове лоси.

Да, лось — это очень красивый и сильный зверь. У него могучие рога. Лосей оберегают. Питаются они листвой, разной зеленью. Лось — не хищник.

Прочитайте слова. Разделите их на слоги.

голуби

снегири

лоси

голубь

снегирь

лось

лебеди

гуси

олени

лебедь

гусь

олень

Прочитайте слова в столбиках, посчитайте, сколько в них букв и звуков. Среди выделенных слов найдите слова с орфограммой на парную согласную на конце. (Они слышатся нечётко.)

Проверьте орфограмму? (Вариант: один — много.)

Измените проверочное слово так, чтобы после согласного звука слышался гласный. (Лебедь — лебеди.)

Из букв составьте слова и запишите, (л, ь, с, о — лось, соль.)

Прочитайте пословицы и объясните их смысл (с. 7). О каком времени года напомнили вам эти месяцы? (Об осени.)

Назовите третий осенний месяц. (Ноябрь.)

Подчеркните в словах букву ь. Какова его функция? (Он смягчает согласный звук, который стоит перед ь.)

Прочитайте столбики слов на странице 12. Выберите слова, обозначающие зверей.

Дети читают олень, рысь, медведь, шмель, снегирь, гусь.

— Составьте предложение про этих зверей. (Олень, рысь и медведь — это звери. Они живут в лесу.)

Прочитайте слова, обозначающие птиц. (Гусь, снегирь.)

Чем отличаются птицы друг от друга? (Гуси — перелётные птицы, снегирь — зимующая птица. Гуси могут быть домашними и дикими, а снегири только дикие птицы. Гуси — это водоплавающие птицы, а снегири нет.)

Какие слова не прочитаны? (Слова, обозначающие названия рыб, — окунь, карась, линь, омуль.)

Составьте предложения о рыбах. (Окунь, карась и линь — это речная рыба. Омуль живёт в озере Байкал.)

Прочитайте названия месяцев (с. 12). Какое это время года? (Осень.)

Какое время года следует за осенью? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

Напечатайте эти названия зимних месяцев в тетрадь. Объясните постановку ь.

Прочтите пословицу и объясните её значение: Декабрь год кончает, январь — начинает.

Подчеркните орфограммы, которые мы изучили.

Почему ноябрь считают воротами зимы? (Он последний месяц осени.)

Что вы можете рассказать о букве ь?

Дети делают обобщающий вывод.

— Прочитайте текст «Ударили первые морозы» (с. 12).

Чем занимались дети? Что делал Коля?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что особенно интересно было на уроке?

Какие знания вы получили сегодня на уроке? Что за буква ь? Что повторили?






Для любых предложений по сайту: [email protected]