Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Слово. Предложение. Слог. Ударение
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся различать устную и письменную речь; составлять предложения, заключающие в себе законченную мысль; выделять слова из предложений;
• делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги;
• научатся произносить слова, выделяя ударный слог; графически изображать схему предложения; схему слова; указывать ударный слог;
• научатся работать в паре.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Мы научились правильно составлять предложения, объяснять смысл слов. Как мы научились менять смысл предложения? (Путём перемещения слов в предложении.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы научимся составлять мини-тексты, в которых все предложения будут связаны по смыслу.
3. Повторение пройденного
— Рассмотрите картинки на доске: гусляр, играющий на гуслях (Садко); учитель и Филипок беседуют; Филипок пишет своё имя; послушайте радио или телевизор; Колобок поёт песенку на носу у лисицы; рассмотрите иллюстрацию: ребёнок пишет объявление: «Потерялся щенок Булька. Кто найдёт моего щенка, прошу вернуть. Я его очень люблю!»
Что делает каждый человек? Какой речью он пользуется?
Послушайте в записи сказку. Как называется сказка? (Снегурочка.)
Какая речь сейчас прозвучала?
О ком говорится в сказке? Откуда в доме дедушки и бабушки появилась снежная девочка? Как жила девочка всю зиму?
Как у неё изменилось настроение весной? Почему? Что произошло летом?
Какой речью мы пользуемся, рассказывая сказку? (Устной речью.)
Составьте к иллюстрациям предложения, разные по интонационному исполнению. Запишите их схемы. Что вы узнали о предложении? (Предложение должно выражать точную, ясную, законченную мысль. Предложение состоит из слов. Каждое слово стоит отдельно от другого. Предложение может произноситься с разной интонацией: радостно, спокойно или в нём может заключаться вопрос.)
4. Работа по теме урока
— Какие слова нужно добавить в стихи М. Пляцковского «Какие бывают слова?». (Конфета, ракета, лимон, вагон, ёжик, дождик, цель, ель, страница, синица, снег, смех.)
Есть сладкое слово — ...
Есть быстрое слово — ...
Есть кислое слово — ...
Есть слово с окошком — ...
Есть слово колючее — ...
Есть слово промокшее — ...
Есть слово упрямое — ....
Есть слово зелёное — ...
Есть книжное слово — ...
Есть слово лесное — ...
Есть слово пушистое — ...
Есть слово весёлое — ...
— К каждому слову, которое мы добавили, запишите схему, укажите слоги. Всели слоги произносятся одинаково?
Произнесите название предметов, изображённых на картинках на доске. (Сосна, мышка, весна.)
Произнесите первое слово по слогам. (Сос-на.)
Поменяйте слоги местами. Что получилось? (На-сос.)
Поменяйте местами слоги во втором слове. (Ка-мыш.)
В третьем. (На-вес.)
К каким словам подходит схема ? (К словам насос, навес.)
Отгадайте загадки. Соотнесите слова-отгадки со схемами на доске.
Злая, как волчица.
Жжётся, как горчица!
Что за диво?
Это же...
(Крапива)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
(Грач)
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла
И сады, и огороды —
Всё в округе полила.
(Гроза)
К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я сын её родной,
Родился я весной.
(Ручей)
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
(Голубь)
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков.
Целый день идти готов.
(Душ)
— К какому слову-отгадке относится схема: _____________ ? (К словам душ, грач. Один слог. Ударение не ставится.)
К какому слову относится схема (К словам ручей, гроза.)
А слово голубь? (В слове голубь ударный первый слог.)
К какому слову схема (Крапива.)
Почему? (Три слога в слове, и второй слог ударный.)
Придумайте слова, в которых 1, 2, 3 слога и более.
К данным слогам прибавьте другой, чтобы получилось слово: гри___(бы); гу___(си); га___(раж); ма___(шина); гал___(ка); го___(лос, ды), ро___(за, машка); лу___(к); под___(снежник, -ко-вал, -нос).
Что вы видите на верхней картинке (с. 12)? Как зовут детей? В какие игры они играют? Какое предложение выкрикнет сейчас малыш в песочнице? Составьте рассказ по первой картинке.
На детской площадке
Дети играли в песочнице. Они построили замок. Девочка увидела мяч. Она спасает песочный замок.
— Рассмотрите картинку (с. 12), составьте схемы двух первых предложений.
Аналогичная работа проводится со второй картинкой.
В детском саду
Коля — папа. Он читает газету. Аня — мама. Она накрывает на стол. Ирочка — дочка. Она качает куклу. Ребятам очень интересно играть.
— Как играют дети? (Дружно.)
Выберите предметы, которые изображены на картинке (с. 12). К каким словам подходит схема? (Петрушка, газета, картина, лошадка, наездник, рубашка.)
Составьте предложение-вопрос; предложение, в котором о чём-либо сообщается; восклицательное предложение.
Послушайте текст К. Ушинского.
Вместе тесно, а врозь скучно
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно.
— Почему дети расселись по разным углам? Отчего им стало скучно? Объясните, как вы понимаете заголовок текста. На что он похож? (На пословицу.)
5. Рефлексия учебной деятельности
— Вспомните, из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Как делятся слова на слоги? Какие бывают слоги?
Мы научились составлять маленькие рассказы.