Звук [ш]. Буква Ш, ш

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [ш]. Буква Ш, ш

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новым звуком [ш] — всегда твёрдым согласным;

• отработают навыки чтения с новым звуком;

• повторят всё о звонких и глухих парных согласных;

• узнают термин «шипящие согласные звуки».

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Назовите буквы алфавита, которые вы изучили. А теперь посчитайте, сколько букв вы изучили? (22 буквы.) Назовите буквы гласных звуков, (а, о,у, ы, и, я, е) Обведите буквы, которые могут давать один, а также два звука, (е, я)

Отгадайте загадки, в отгадках укажите орфограмму.

В лесу пасётся и живёт,

На голове дерево растёт.

(Лось)


Где пройдёт он, станет гладко,

Будет новая площадка.

(Бульдозер)


Летом вырастают, а зимой опадают.

(Листья)

Расскажите всё, что вы знаете о букве ь. (Мягкий знак может быть просто мягким знаком и может быть разделительным мягким знаком. При переносе слов с одной строки на другую мягкий знак не отрывается от предыдущей буквы согласных.)

Укажите отгадку с орфограммой разделительный ь.


2. Мотивация учебной деятельности

— Объясните смысл пословицы Добрая шутка, дружбы не рушит.

Дети дают объяснение.

— Назовите буквы парных согласных звуков, (д, б, т, к, д, б, т)

Эта пословица скрывает в себе новую букву, которую мы будем сегодня изучать.


3. Работа по теме урока

— Отгадайте ребусы.


image378


— Где могут использоваться 1, 3, 4-й предметы? (В цирке.)

Какой одинаковый звук мы слышим в начале первых трёх слов? (ш-ш) Как шуршит камыш? (Ш-ш-ш.)

Как шебуршат в шиповнике букашки? (Ш-ш-ш.)

Как шуршала крыса Шушера, подкрадываясь к Буратино? (Ш-ш-ш.)

Рассмотрите картинку и назовите, что здесь изображено? (Камыш.)

Какой звук мы слышим на конце этого слова? (Звук [ш].)

Переставьте слоги местами. Куда ушёл звук [ш]? (Мышка, в середину слова.)

— А что это за предмет? (Это шалаш.)

Что интересного вы заметили в этом слове? С какого звука начинается и заканчивается это слово? (Со звука [ш]).

Произнесите этот звук и расскажите о нём всё, что узнали. (Это звук согласный, он произносится с препятствиями. Язык прижимается к нёбу и слегка дрожит.)

Что ещё можно сказать о согласном звуке [ш]? (Он глухой, твёрдый.)

Я вам буду показывать картинки, а вы будете произносить названия предметов и слушайте звук [ш]?

Учитель показывает картинки: шашки, игрушка мишка, школьник, шишка, шубка, шапка, шарф, шмель, школа, шар, крыша, крыши.

— Какой буквой обозначают этот звук? (Буквами Ш и ш.)

Напечатайте букву и слоги в тетради: ша, шо, шу.

Теперь прочитайте слоги ши, ше, которые записаны на доске. Как слышится звук [ш]? (В этих слогах звук [ш] произносится твёрдо.)

Что вы можете сказать про звук [ш]? (Звук [ш] слышится во всех случаях твёрдо. Значит, это всегда твёрдый согласный звук.)

Прочтите слова на листочках: шишка, шалаши, уши, груши, шил, ворошил, спешил, тушил. Что необычного вы увидели в этих словах? (После буквы ш стоит буква и, но произносится [ш] всё равно твёрдо.)

Сделать вывод вам поможет звук [ш] и правило, связанное с ним. (Ши — пиши с буквой и.)

Повторите этот вывод. Рядом с чу, ча ставим ши. Запишите сочетание ши в рамочку. Рядом поставьте восклицательный знак. Правило запомните!

Почему букве «ша» отвели именно это место на ленте букв? (Она обозначает глухой согласный звук.)

Прочитайте слова в столбиках на странице 17. Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.

Найдите в столбиках слов четвероногое животное. (Кошка.)

Где в этом слове вы слышите новый звук? (В середине.)

Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]. (Крошка.)

Подчеркните в слогах орфограмму, которую мы изучили? (Карандаши.)

Напечатайте предложение У Гриши карандаши, у Миши шишки.

Дети читают «цепочкой» текст «Наступила осень» (с. 17).

— О чём вы прочитали? (О том, как в лесу наступила осень.)

Как вы понимаете выражение «горели кисти рябин»? (Кисти ягод рябины были очень зрелые и красные.)

Как ещё можно назвать предметы красного цвета? (Они красные, алые, багряные.)

Как вы понимаете слово кисти? (Это ягоды, собранные в пучок, зонтик.)

Когда ещё мы встречаем в русской речи слово кисти? (Кисти для рисования, кисть руки, кисти малярные.)

Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова.)

Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. (Осень, деньки.)

Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Стояли, ясные, еловые, сосновые, ярко.)

Как называются плоды (с. 18)?

Прочитайте стихотворения, записанные на доске. Назовите все слова, в которых слышите звук [ш]. Подчеркните слоги.

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш...

Шустро мышь под печку —

Шасть! Как бы в лапы не попасть.


А табуретка хороша!

Перевернул, и буква Ш.

(Е. Тарлапан)

— Прочитайте про себя пословицы. Объясните значение выбранной пословицы. Подчеркните букву ш в пословицах на странице 16.

Беседа по содержанию сказок (с. 16).

Выделяйте персонажей, в названии которых слышится звук [ш].

Прочитайте текст «Петушки» (с. 18). Найдите и подчеркните сочетание ши. Как вы понимаете слово «распетушились»? (Подрались, перья встали дыбом.)

Когда ещё так говорят: «Они распетушились»? (Про детей, которые ссорятся, дерутся.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали на уроке? (Познакомились со звуком [ш] и буквами Ш и ш. Узнали, что ш всегда только твёрдый согласный. Запомнили орфограмму: ши — пиши только с буквой и.) Прочитайте правило на странице 17 и запомните его.






Для любых предложений по сайту: [email protected]