Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [ш]. Буква Ш, ш
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с новым звуком [ш] — всегда твёрдым согласным;
• отработают навыки чтения с новым звуком;
• повторят всё о звонких и глухих парных согласных;
• узнают термин «шипящие согласные звуки».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Назовите буквы алфавита, которые вы изучили. А теперь посчитайте, сколько букв вы изучили? (22 буквы.) Назовите буквы гласных звуков, (а, о,у, ы, и, я, е) Обведите буквы, которые могут давать один, а также два звука, (е, я)
Отгадайте загадки, в отгадках укажите орфограмму.
В лесу пасётся и живёт,
На голове дерево растёт.
(Лось)
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет новая площадка.
(Бульдозер)
Летом вырастают, а зимой опадают.
(Листья)
Расскажите всё, что вы знаете о букве ь. (Мягкий знак может быть просто мягким знаком и может быть разделительным мягким знаком. При переносе слов с одной строки на другую мягкий знак не отрывается от предыдущей буквы согласных.)
Укажите отгадку с орфограммой разделительный ь.
2. Мотивация учебной деятельности
— Объясните смысл пословицы Добрая шутка, дружбы не рушит.
Дети дают объяснение.
— Назовите буквы парных согласных звуков, (д, б, т, к, д, б, т)
Эта пословица скрывает в себе новую букву, которую мы будем сегодня изучать.
3. Работа по теме урока
— Отгадайте ребусы.
— Где могут использоваться 1, 3, 4-й предметы? (В цирке.)
Какой одинаковый звук мы слышим в начале первых трёх слов? (ш-ш) Как шуршит камыш? (Ш-ш-ш.)
Как шебуршат в шиповнике букашки? (Ш-ш-ш.)
Как шуршала крыса Шушера, подкрадываясь к Буратино? (Ш-ш-ш.)
Рассмотрите картинку и назовите, что здесь изображено? (Камыш.)
Какой звук мы слышим на конце этого слова? (Звук [ш].)
Переставьте слоги местами. Куда ушёл звук [ш]? (Мышка, в середину слова.)
— А что это за предмет? (Это шалаш.)
Что интересного вы заметили в этом слове? С какого звука начинается и заканчивается это слово? (Со звука [ш]).
Произнесите этот звук и расскажите о нём всё, что узнали. (Это звук согласный, он произносится с препятствиями. Язык прижимается к нёбу и слегка дрожит.)
Что ещё можно сказать о согласном звуке [ш]? (Он глухой, твёрдый.)
Я вам буду показывать картинки, а вы будете произносить названия предметов и слушайте звук [ш]?
Учитель показывает картинки: шашки, игрушка мишка, школьник, шишка, шубка, шапка, шарф, шмель, школа, шар, крыша, крыши.
— Какой буквой обозначают этот звук? (Буквами Ш и ш.)
Напечатайте букву и слоги в тетради: ша, шо, шу.
Теперь прочитайте слоги ши, ше, которые записаны на доске. Как слышится звук [ш]? (В этих слогах звук [ш] произносится твёрдо.)
Что вы можете сказать про звук [ш]? (Звук [ш] слышится во всех случаях твёрдо. Значит, это всегда твёрдый согласный звук.)
Прочтите слова на листочках: шишка, шалаши, уши, груши, шил, ворошил, спешил, тушил. Что необычного вы увидели в этих словах? (После буквы ш стоит буква и, но произносится [ш] всё равно твёрдо.)
Сделать вывод вам поможет звук [ш] и правило, связанное с ним. (Ши — пиши с буквой и.)
Повторите этот вывод. Рядом с чу, ча ставим ши. Запишите сочетание ши в рамочку. Рядом поставьте восклицательный знак. Правило запомните!
Почему букве «ша» отвели именно это место на ленте букв? (Она обозначает глухой согласный звук.)
Прочитайте слова в столбиках на странице 17. Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.
Найдите в столбиках слов четвероногое животное. (Кошка.)
Где в этом слове вы слышите новый звук? (В середине.)
Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]. (Крошка.)
Подчеркните в слогах орфограмму, которую мы изучили? (Карандаши.)
Напечатайте предложение У Гриши карандаши, у Миши шишки.
Дети читают «цепочкой» текст «Наступила осень» (с. 17).
— О чём вы прочитали? (О том, как в лесу наступила осень.)
Как вы понимаете выражение «горели кисти рябин»? (Кисти ягод рябины были очень зрелые и красные.)
Как ещё можно назвать предметы красного цвета? (Они красные, алые, багряные.)
Как вы понимаете слово кисти? (Это ягоды, собранные в пучок, зонтик.)
Когда ещё мы встречаем в русской речи слово кисти? (Кисти для рисования, кисть руки, кисти малярные.)
Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова.)
Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. (Осень, деньки.)
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Стояли, ясные, еловые, сосновые, ярко.)
Как называются плоды (с. 18)?
Прочитайте стихотворения, записанные на доске. Назовите все слова, в которых слышите звук [ш]. Подчеркните слоги.
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш...
Шустро мышь под печку —
Шасть! Как бы в лапы не попасть.
А табуретка хороша!
Перевернул, и буква Ш.
(Е. Тарлапан)
— Прочитайте про себя пословицы. Объясните значение выбранной пословицы. Подчеркните букву ш в пословицах на странице 16.
Беседа по содержанию сказок (с. 16).
Выделяйте персонажей, в названии которых слышится звук [ш].
Прочитайте текст «Петушки» (с. 18). Найдите и подчеркните сочетание ши. Как вы понимаете слово «распетушились»? (Подрались, перья встали дыбом.)
Когда ещё так говорят: «Они распетушились»? (Про детей, которые ссорятся, дерутся.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали на уроке? (Познакомились со звуком [ш] и буквами Ш и ш. Узнали, что ш всегда только твёрдый согласный. Запомнили орфограмму: ши — пиши только с буквой и.) Прочитайте правило на странице 17 и запомните его.