Звук [ж]. Буква Ж, ж

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [ж]. Буква Ж, ж

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новым звуком [ж] и его артикуляцией;

• научатся различать звуки [ж] и [ш], установят их сходство и различие;

• повторят всё о звонких и глухих согласных звуках, парных согласных, шипящих согласных;

• повторят правописание сочетаний жи и ши;

• отработают навыки чтения с новыми буквами.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Объясните смысл пословиц: Встанешь пораньше, шагнёшь подальше. Глаза страшатся, а руки делают. Не учась и лаптя не сплетёшь. Чему они нас учат?

Какие орфограммы вы увидели в пословице?


2. Мотивация учебной деятельности

— Прочитайте пять слов шалаши, корова, осы, луна, автобус. Какое слово спряталось в первых буквах этих слов? (Школа.) Какую ещё орфограмму вы увидели в этих словах? (ши)

Слоговое лото. Составьте и напечатайте слова.

— Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» (с. 23). Почему проснулась Тишина? О чём спросила Тишина у Машины? Что ответила Машина?

Расскажите всё, что вы знаете про ш. (Буква «ша» обозначает согласный звук, шипящий, парный, глухой, твёрдый.)


3. Работа по теме урока

— Отгадайте загадки.

Я на ветке сижу,

Свою букву всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)


Чёрен — да не ворон.

Рогат — да не бык,

Шесть ног — да без копыт.

(Жук)

Произнесите первый звук в нашей отгадке. (Ж-ж-ж-ж.)

Какой это звук? (Согласный, шипящий, звонкий. Произносится с препятствиями.)

Найдите новый звук в словах, назовите место, где слышится звук [ж]. (Жёлудь, ужи, уши, ежи, снежинка, жуки, камыши, лыжи, лыжник.)

Послушайте загадку. Назовите отгадку.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он...

(Жираф)

Назовите первый слог. Как слышится в этом слоге звук [ж]? Что слышится за звуком [ж]? (Звук [ж] слышится твёрдо. Слышится за ним звук [ы]. Но в слоге-слиянии жи пишется буква и. Пользуемся правилом: жи пиши с буквой и.)

Прочитайте слова шалашик — шалаш [ш], ножик — нож [ш].

Какую букву нужно написать на конце слова? На какой звук очень похож звук [ж] на конце слов? (На звук [ш]. Нужно изменить слово и услышать ясный звук.)

Какой буквой обозначается на письме звук [ж]? (Ж, ж.)

Давайте прочитаем слог-слияние жи.

Слог жи выставляется на доске рядом со слогом ши.

— Прочитайте слоги сверху вниз. Почему слоги же и жи поставили в другой столбик?

Подумайте, как бы вы изобразили букву ж?

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву ж.

Рассмотрите картинку. Чем заняты дети? (Играют.)

Прочитайте текст «Жмурки» (с. 25). Расскажите, о чём вы прочитали? Что бы вы посоветовали играющим детям? (Я бы рассказал им новую считалку. Я бы посоветовал, что место для игры нужно выбирать ровное, без луж.)

В какие игры играете вы во дворе? Найдите грустное предложение. (Никого Женя догнать не может.)

Прочитайте столбики слов наверху. Какие орфограммы заметили?

Чтение и объяснение смысла пословиц читающими детьми (с. 24).

Работа с иллюстрацией.

— Найдите слова со звуками [ч], [ш], [ж].

Прочитайте рассказ «Первые снежинки» (с. 26).

Давайте представим хорошую зимнюю погоду и подумаем, что же произошло дальше? Что делает Маша? Что увидел Женя? Продолжайте.

Прочитайте слова в столбиках. Какие правила мы здесь увидели?

Подчеркните орфограмму с согласными, (ж и ш)


4. Рефлексия учебной деятельности

— В чём сходство и различие звуков [ж] и [ш]?

Какая орфограмма объединила эти два звука?






Для любых предложений по сайту: [email protected]