Буква Ё, ё, обозначающая два звука [й'о]

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Буква Ё, ё, обозначающая два звука [й'о]

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новыми буквами Ё и ё, обозначающими два звука [й'о];

• сформируют чёткое представление о том, что буква ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й'о];

• научатся читать слова с буквой ё;

• установят одинаковые свойства букв ё, е, я;

• установят место буквы ё на ленте букв;

• установят обозначение буквой ё звука [о] в тех случаях, когда она стоит после согласной буквы и служит показателем мягкости согласного звука;

• познакомятся с оформлением связного текста на письме.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Перо пишет, а ум водит. Объясните её смысл.

Учитель в определённой форме располагает полоски с клеточками на доске. Вокруг располагает картинки с изображениями животных: белка, гусь, медведь, тигр, рак, олень, бегемот, стрижи, ерши.

— Назовите животных. К каким группам относятся другие животные? (Гусь, стрижи — птицы; ерши — рыбы.)

Запишите названия животных, птиц, рыб в клеточках.

Какие орфограммы вы заметили?


2. Мотивация учебной деятельности

— Прочитайте отрывок из стихотворения С. Я. Маршака

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

— Что прославляет в своём стихотворении Самуил Маршак? (Трудолюбивые руки человека.)

Подчеркните буквы я и е. Какие звуки они обозначают? Когда буквы я и е обозначают один звук, когда два звука? (В начале слова, после гласных букв, после разделительного мягкого знака обозначают два звука. После согласных букв я и е обозначают один звук.)


3. Работа по теме урока

— Мы познакомимся с новой буквой.

Ира просит: «Ёжик, ёж!

Ты мне платьице сошьёшь?»

Ёж ответил из-под ёлки:

«Ниток нет — одни иголки».

Про кого это стихотворение? (Про девочку Иру и ежа.)

Как Ира просит ежа сшить ей платье? «Ёжик, ёж! Ты мне платьице сошьёшь?» Выполните звуко-буквенный анализ слова ёжик. Составьте схему этого слова. Сколько слогов? (Два слога.)

Произнесите первый слог. Сколько слышите звуков? (Два.)

Назовите их. ([й'] и [о]. Они образовали слияние [й'о].)

Такой слог обозначают не двумя буквами, а одной буквой ё.

На что похожа буква ё по внешнему виду? (Эта буква похожа на букву е. Только наверху стоят две точки.)

Подчеркните букву ё в стихотворении там, где она обозначает два звука. На какие буквы похожа в данной ситуации буква ё? (Она похожа на я и е.)

Рассмотрим ещё два случая, если она похожа на буквы я и е. Сейчас ё стояла в начале слова. Прочитайте слова с новой буквой и сделайте выводы: поёт, шьёт, льёт, твоё, своё, моё, пьёт, вьёт, ёлка.

— Запишите слова, которые подтвердят нам, что буква ё похожа на буквы я и е.

Дети записывают: поёт пьёт, ёлка.

— Выполните графическое выделение буквы ё. Сколько букв в первом слове, сколько звуков? (Поёт — 4 буквы, 5 звуков, ё стоит после гласной.) С другими словами работаем по аналогии.

Сколько букв во втором слове, сколько звуков? (4 буквы, 4 звука, ь звука не обозначает, но ё обозначает два звука.)

Расскажите всё, что вы знаете о букве ё? (Буква ё гласная, обозначает два звука [й'о], когда стоит в начале слова или после гласной или после разделительного ь. Буква ё обозначает один звук [о], когда стоит после согласного. Одновременно буква ё служит показателем мягкости согласного.)

Послушайте загадку и напечатайте слово-отгадку.

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой.

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.

(Ёжик)

Какое ещё слово начинается с буквы ё? (Ёлка.)

Сколько в этих словах слогов? (По два.)

Послушайте ещё раз загадку.

Дети находят ещё одно слово: ёлочка.

— Сколько в этом слове слогов? (Три.)

Почему в одном слове два слога, а в другом три? Напечатайте слова.

Работа с подвижной картиной: ёлочка, ёжик, травка, овёс.

— Придумайте предложения к этой загадке. Свяжите предложения в текст. Теперь напечатайте этот текст.

Под ёлкой жил ёжик. Он был мал. Колючки торчали во все стороны. Ёжик был словно живая ёлочка.

— Озаглавьте текст, правильно оформите его. Расскажите всё, что вы узнали о букве ё?

Прочитайте слоги под звуковой схемой. Какой звук обозначает здесь буква ё? (В слоге-слиянии буква ё обозначает звук [о]. Согласный читается мягко.)

Прочитайте слова в столбиках (с. 30). Кто это? (Здесь даны взрослые животные и их дети.)

Соедините их в пары. Какие это животные? (Дикие животные.)

Назовите и выставите на доске слоги-слияния с новой буквой? Как читаются согласные, когда после них идёт ё? Прочитайте стихи Б. Заходера про животное (с. 30). Как колючки помогают ежу спасаться от врагов? (Он скатывается в клубочек, прячет свою мордочку и лежит так до тех пор, пока не минует опасность.)

Прочитайте слова в столбиках на странице 31. Сколько слогов в словах? (Столько же, сколько гласных).

Поставьте ударение в словах. Какая буква гласных всегда ударная? (Буква ё всегда ударная.)

Это очень интересное свойство буквы ё, и никакая другая буква таким свойством не обладает. Знак ударения можно не ставить, так как над буквой стоят уже две точки. Прочитайте текст на странице 31 «цепочкой». Ответьте на вопросы текста. Кто шуршал возле ёлочки? (Ёжик.)

Что сделала Жучка? (Напала на ёжика.)

Почему Жучка отбежала? (Наколола нос.)

Озаглавьте текст. («Ёжик». «Ежик и Жучка». «Не тут-то было».)

Найдите слова, в которых буква ё обозначает два звука. (Ёжик, ёлочка, своё.)

Сделайте вывод, когда буква ё обозначает два звука?

Рассмотрите правильно оформленный текст.

Дети указывают на заголовок, красную строку двух абзацев. Отрабатывают выразительность и правильность чтения.

— Прочитайте правило о букве ё и её звуках (с. 31).


4. Рефлексия учебной деятельности

— Объясните, почему ё стоит на ленте букв рядом с буквами е, я?






Для любых предложений по сайту: [email protected]