Звук [щ]. Буква Щ, щ

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [щ]. Буква Щ, щ

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новым звуком [щ] как с глухим, мягким, непарным согласным звуком;

• познакомятся с новыми буквами Щ и щ;

• научатся выделять слоги-слияния ща, щу; познакомятся с правилом о правописании слогов с буквой щ;

• научатся работать с текстом, ставить вопросы по тексту и адресовать их другим детям.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Поспешишь — людей насмешишь. Объясните её значение.

Какие пословицы вы запомнили, какие из них употребляете в своей речи, помогают ли вам пословицы в жизни? Когда ты употребляешь пословицы в речи?

Допиши первую часть крылатого выражения.

__________________, как белка в колесе.

Объясни его смысл.


2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки. Какое правило спряталось в отгадке? Сколько ни мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь. (Чугун.) Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)

Стучат, стучат, не велят скучать:

Идут, идут, а всё тут да тут. (Часики)

— Соедините стрелочкой слова в левом и правом столбиках так, чтобы получились новые слова.

чур... ...опыт

сад... ...век

экскурсо... ...бачок

след... ...овод

чело... ...вод


3. Работа по теме урока

— Проведём фонетическую зарядку. Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ.)

А как кипят щи в кастрюле? (Щ-щ-щ.)

Послушайте четверостишие. Глазищи, усищи, хвостище, котище, а моется всех чище. Какой звук очень часто встречается в словах? (Мы слышим новый звук [ад].)

Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите всё о звуке [щ]. (Этот звук согласный, так как он произносится с препятствиями, коротко, не тянется.)

Что мы всегда узнаём про согласный звук? (Он глухой.)

Как мы это узнаём? Что ещё узнаём про согласный звук? (Он мягкий.) Послушайте четверостишие М. Яснова.

Щегол поёт

Щебечет в рощице Щегол:

Ах, мой щеглёнок ещё гол!

Щеглёнку плащ бы щегольской —

И будет счастлив щёголь мой!

Выберите слова, в которых слышите новый звук, и произнесите слог- слияние. (Щегол, щебечет, рощица, щеглёнок, ещё, плащ, щегольской, щёголь — во всех этих случаях звук [щ] мягкий. Значит, звук [ад] всегда мягкий.)

Теперь мы можем спокойно сделать вывод о звуке [щ]. (Он согласный, всегда мягкий, глухой.)

Послушайте стихотворение.

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Какая рыба упоминается в стихотворении? (Лещ.)

В какой части слова слышится звук [щ]? (На конце слова.)

Какой буквой обозначается звук [щ] на письме? Рассмотрите схему слова лещ и дайте объяснение. (Воздух при произношении встречает препятствие — звук согласный, произносится без голоса — звук глухой, всегда мягкий.)

Проведём игру «Найди новый звук». Если услышите звук [щ] в словах, поднимите зелёную карточку. Скажите, что она обозначает. (Зелёная карточка обозначает звук [щ] — согласный, мягкий.)

Учитель зачитывает слова: шёлк, щекотать, шептать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, чаща, роща. Дети поднимают карточку шесть раз.

— Какой это звук? Назовите ещё одно свойство [щ]. (Он шипящий.)

Прочтите стихотворение Г. Виеру «Щука проглотила щётку...»

(с. 63). Щука какая рыба? (Хищная, хищница.) Подчеркните слоги- слияния с буквой щ.

А вот как о букве щ написал Г. Виеру. Щ — играющий щенок. Кверху лапками он лёг.

Найдите буквы Щ, щ в кассе букв. Выложите слоги с буквой щ. Как читается буква щ с разными гласными? Напечатайте слоги с буквой щ: ща, щу, ще, що, щё. Прочитайте слова на странице 63. Выпишите слово, которое обозначает очень тёмный густой, непроходимый лес. Напечайте это слово и вспомните правило по правописанию шипящих согласных. (Ча — пиши с буквой а.)

Произнесите второй слог-слияние. Что можете сказать про согласные буквы в обоих слогах-слияниях?

Дети проводят параллель между двумя согласными звуками и убеждаются, что они по свойствам совершенно одинаковы.

— Объясните правописание второго слога? (Ща — пиши с а.)

Сделайте общий вывод. (Ча и ща — пиши с буквой а.)

Какое ещё правило мы изучили о правописании ч с гласными? (Чу — пиши с буквой у.)

Отгадайте загадку.

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом такая злюка.

Конечно, это...

(Щука)

— Как зовут мальков щуки? (Щурята.) Читаем стихотворение И. Токмаковой на странице 65.

Продолжите правило о правописании шипящих с гласными у и о. Прочитайте стихотворение Г. Ладонщикова на карточке.

Под кувшинками в тиши.

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Где растёт кувшинка? Кто видел кувшинку? Какого она цвета? (Кувшинка белого цвета, и растёт она в воде.)

На воде можно встретить и цветы жёлтого цвета. Как они называются? (Это кубышка. У неё в середине как бы маленький кувшинчик стоит. Её и назвали кубышкой.)

Прочитайте ещё раз это чудесное стихотворение.

Напечатайте названия рыб, о которых мы прочитали.

Дети делают запись по принципу много — один.

лещи — лещ, карась — караси, щуки — щука, сом — сомы

Прочитайте скороговорки про рыб и объясните их значение (с. 62). Выучите любую понравившуюся скороговорку. Подчеркните в скороговорках правило на правописание щипящих согласных с буквами гласных. Повторите правило, в котором говорится о буквах щ и ч. (Ча и ща — пиши с буквой а. Чу и щу — пиши с буквой у.)

К какой сказке художник нарисовал иллюстрацию на странице 62? (Сказка называется «По щучьему веленью».)

Кто главный герой сказки? Что вы знаете о Емеле? (Он добрый, но глуповатый и к тому же лентяй. Но ему очень везёт, и он исправится — станет добрым молодцем.)

О чём мечтал Емеля, лежа на печи? Какие его мечты сбылись? Расскажите, какой эпизод из сказки изображён на картинке в книге.

Кто помогал ему совершать чудеса? (Щука.)

Послушайте эту русскую народную сказку и подготовьте её пересказ.

В каких ещё сказках вы встречали волшебных рыбок? (Сказка о золотой рыбке...)

Какая это была рыбка, расскажите.

А теперь проверим, как мы поработали на уроке, отгадаем загадки на странице 64. Слова-отгадки напечатайте.

Как одним словом назвать все эти огородные чудеса? (Овощи.)

Напечатайте это слово. Сделайте схему. Запишите отгадки. Запомните, как пишутся эти слова.

Послушайте песню на слова Ю. Тувима «Овощи». (Звучит музыка и текст песни.)

А теперь прочитаем стихотворение «Овощи» на странице 66.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Расскажите всё, что вы знаете о букве щ и её звуке? Объясните расположение буквы на ленте букв.






Для любых предложений по сайту: [email protected]