Звуки [ф], [ф']. Буква Ф, ф. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [ф], [ф']. Буква Ф, ф. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся читать слова с новыми звуками;

• продолжат работу по закреплению знаний о парных звонких и глухих согласных;

• повторят ранее изученные гласные и согласные буквы алфавита;

• повторят правила дорожного движения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: У дружбы нет границ, у знаний нет дна. Объясните её значение.

Подчеркните непарные звонкие согласные (р, н, й.) Доскажите недостающие согласные этого ряда.


2. Мотивация учебной деятельности

— Кто быстрее прочтёт слоги и взойдёт на вершину горы? (Можно расположить склон горы вверх.)

Подчеркните слоги с мягкими согласными звуками. Почему они мягкие?

но жи ба но мак ок чи ры ки ща

— К каждому слову добавьте одну-две буквы и получите новое слово. Напечатайте слова.


3. Работа по теме урока

— Прочитайте слова: пена, шар, бор, метр. Допишите одну букву. Получите новые слова. (Пенал, шарф, борт, метро.)

Возьмите последние буквы от каждого слова и из них составьте знакомое уже слово. (Флот.)

— Расскажите всё, что вы знаете о букве ф. (Буква ф обозначает согласные глухие звуки — [ф] и [ф']. Звуки бывают твёрдые и мягкие. Звук [ф] парный. Его пара [в].)

Прочтите стихи В. Берестова «Три цвета есть у светофора» (с. 72).

О чём это стихотворение? Знаете ли вы, что обозначают эти цвета светофора? Для кого светофор подаёт сигналы? (Для шофёра автомобиля, для пешеходов.)

Где люди должны совершать переход через дорогу? (По подземному переходу или по пешеходному переходу.)

Как называется дорога, по которой едут машины? (Проезжая часть дороги.) Как называется дорожка, по которой идут люди? (Тротуар.)

Чтобы начать переход дороги, что нужно сделать? (Нужно посмотреть на светофор. Там должен загореться значок с человечком зелёного цвета.)

Как вы поступите, если не успеваете перейти дорогу? (Остановимся на середине дороги на островке безопасности.)

Как называется полоса посередине дороги? (Разделительная.)

Для какого вида транспорта есть дорожка, которая идёт вдоль дороги? (Дорожка для велосипеда.)

Как называют милиционера, который стоит на посту на дороге и следит за порядком на улице? (Постовой. Регулировщик.)

Рассмотрите милиционера на иллюстрации и найдите в его одежде предметы на букву ф. (Фуражка, форма, футляр для оружия — кобура.)

Давайте прочитаем рассказ «Светофор» Б. Житкова на странице 73. Кто рассказывает нам о происшедшем? (Мальчик.)

Какие слова подтверждают это? О чём малыш нам рассказал? (Как они с мамой ездили по Москве на такси.)

Как вы думаете, мама и мальчик — москвичи или живут в другом городе? (Они не москвичи.)

Как вы это поняли? (Они не знают, что такое светофор.)

Какое объяснение дал им шофёр? Прочитайте предложения.

Прочитаем рассказ по ролям. Сколько персонажей в этом рассказе? (Мама, мальчик, шофёр — три человека.)

Нужен ли здесь автор? (Рассказывает мальчик.)

С какой интонацией будем читать слова мальчика и мамы? (Слова мамы и мальчика нужно читать с удивлением.)

Отгадайте загадки и запишите слова-отгадки в тетрадь.

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается.

Когда уже смеркается,

И не погаснут до зари

Глаза ночные...

(Фонари)

Сколько предметов обозначает слово-отгадка? (Много фонарей.)

Образуйте один такой предмет. (Фонарь.)

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я...

(Фарфор)

Рассмотрите рисунок. Кто это? (Орёл.)

С помощью буквы ф сделайте из птицы рыбу. Запишите название рыбы. (Форель.)

Как называются рыбы-дети? (Мальки.)

Назовите в каждом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. (Фонари — [р] обозначает мягкий согласный звук. Фонарь — ..., фарфор —..., форель —..., мальки.)

Разделите эти слова на слоги, а затем для переноса с одной строки на другую. (Фо-рель...)

Какую особенность буквы ь вы заметили? (Мягкий знак при делении на слоги и при переносе слова с одной строки на другую не отрывается от впереди стоящей согласной буквы.)

Поиграем в игру «Твёрдый — мягкий» — используйте карточки синюю и зелёную. Слушайте слова: флакон (духов), Федя, шофёр, фабрика, фишка, фуфайка, фарфор, фикус, светофор, флюгер, фокстрот, дельфин, фазан, фейерверк.

Чтение предложений, текстов с буквой ф.

— Отгадайте имя мальчика по первым буквам слов: фрукты, ель, дом, яблоко. (Федя.)

— Как зовут мальчика, которого мать не пускала в школу? (Филипок.) Напечатаем имена малышей.

Прочитаем слова и слоги.

фа

фар

фрак

филин

фо

фор

фронт

фиалка

фу

фур

флирт

факир

фе

фер

ферма

флаги

фи

фри

рифма

цифры

фы

фыр

фырчит

фокусник

— Прочитайте на карточках рассказ Л. Н. Толстого «Правда всего дороже». Как чувствовал себя малыш, когда услышал вопрос отца? Как отец отнёсся к своему испуганному сынишке? В каком ещё рассказе Л. Н. Толстой показал нам маленького мальчика, который тоже очень переживал за свой проступок? (Это малыш Ваня из рассказа «Косточка».)

Вспомните, что произошло с мальчиком Ваней, когда он случайно остался один в гостиной? Чем закончилась эта история? (Мальчик признался, и ему стало легко и спокойно.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Расскажите всё, что вы знаете о букве ф? (Буква ф обозначает согласные глухие звуки — [ф] и [ф']. Звуки бывают твёрдые и мягкие. Звук [ф] парный. Его пара [в].) Всего 6 пар согласных.

Буква ь служит для смягчения согласных звуков и разделительный ь разделяет согласный и гласный звуки. (Семя — семья.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]