Наше Отечество

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Наше Отечество

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся плавному безошибочному чтению;

• выразительному чтению с соблюдением знаков в конце предложения;

• узнают слова отчизна, родина, дом, страна;

• познакомятся с символикой российского государства: гербом, флагом, гимном;

• узнают об истории своей родины.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Работа с лентой букв: краткое повторение о гласных и согласных буквах и звуках русского алфавита.

Узнайте букву.

Букву на плече носил.

На лугу траву косил.

К единице три приставим,

Что за букву мы составим?

(Е. Тарлапан)

— Расскажите всё, что вы знаете о буквах в и г? Прочитайте записанные на доске слоги.

аа

ам

стол

рак — ряд

ау

ап

стул

воз — вёз

ад

ах

стал

матч — мяч

цa

ай

стыл

торт — тёр

— Повторите алфавит.


2. Мотивация учебной деятельности

— Прочитайте «предложение-перевертыш».

Ася, молоко около мяса.

Решите шараду.

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты «и» прибавишь —

И стану птицей я лесной.

(Волга — иволга)

Вспомните, почему одно из слов пишется с заглавной буквы?

Составьте картинный план к рассказу «Как мальчик Женя научился говорить букву р» на странице 84. Прочитайте первую часть рассказа и перескажите её.

Дети стараются правильно строить предложения, соблюдая логику построения текста. Аналогично строится работа по второй, третьей, четвёртой, пятой частям рассказа.

— За что ребята потешались над Женей? Как Женя реагировал на такие насмешки? Кто стал учителем для Жени? С кем Женя решил поделиться радостью? Почему он побежал к друзьям? (Он был незлой человек и умел прощать детские шалости.)


3. Работа по теме урока

— Послушайте «Слава нашей стороне! Слава русской старине!» Подумайте, какое значение вкладывает человек в эти слова? Чему «поёт» он славу? (Человек прославляет свою Родину. Бережёт её богатое наследие: здания, музеи, книги, кар- тины, художников, предметы домашнего обихода, старинное оружие, доспехи и т.д.)

Какое историческое время изображено на иллюстрации на странице 86? (Прошлое и настоящее.)

Докажите это. (В верхней части иллюстрации изображено прошлое — Георгий Победоносец убивает злого змея, который является источником зла для русского народа. Рядом видим девушку в красивой русской одежде, которую хотел похитить коварный змей. В низу иллюстрации мы видим современный пейзаж.)

Прочитайте стихотворение.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Люди русские знать должны

О делах родной страны.

Какая главная мысль звучит в этом четверостишии? (Каждый человек от мала до велика должен любить свою Родину, уважать её традиции, знать её историю.)

Прочитайте на доске слова в столбиках.

отечество Родина родная мать родители

Россия родились родной язык родная земля

— Почему Россию называют Отечеством? (В ней жили испокон веку отцы и деды наши.)

Почему называем Родиной? (В ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке, всё в ней для нас родное.)

Почему называем матерью? (Она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку, она защищает нас от всех врагов.)

Какие ещё государства вы знаете? В каких странах вы бывали с мамой, папой, отдыхали с бабушкой? Расскажите. Как понимаете значение словосочетания испокон веку, вскормила, защищает, бережёт? Рассмотрите иллюстрацию. Кто здесь изображён? (Летописец.)

Кто такой летописец и что такое летопись? Послушайте рассказ «Наше Отечество».

В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович разбил на реке Дон полчища, войска татарского хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей — особых книг, где в прошлом делали записи о каждом значительном событии.)

Чем записывали информацию в книгах на Руси? (Книги писали гусиными перьями. Их очень остро затачивали, но они вновь тупились, расщеплялись, поэтому писать было нелегко. Это был тяжёлый труд.)

Впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях почти тысячу лет назад. Летописцы собирали народные легенды, расспрашивали стариков, искали старые документы. И всё это попадало в летописи. Многие записи были кратки. Например: «В лето 6540 Ярослав поча ставити городы по Руси». Эту запись следовало читать так: «Летом 6540 (1032) года Ярослав начал строить города на Руси». Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одарённый человек. Писали летописи от руки, гусиными перьями и красками выводили заглавные буквы, рисовали картинки на полях. Писание летописи считалось делом государственной важности. Особо относились и к обложкам книг. Их украшали драгоценными камнями, золотом, серебром. Такие книги предназначались для богатых людей. Про такие книги говорили: «книга в жемчугах ходит». Особенно летописцы разрисовывали самую первую букву. Она была очень красивая, поэтому и строку стали называть «красная строка». Откройте учебник на странице 91 и рассмотрите старинный русский шрифт. Вот таким шрифтом и писали летописцы свои старинные книги. Прочитайте названия старинных букв. Они очень сложные, поэтому и читать было достаточно сложно. Раньше все русские люди говорили на одном, русском языке, а теперь наше государство очень большое и многонациональное, то есть в нашем государстве живут люди разных национальностей, и говорят они на разных языках, но есть один общий язык — это русский. Русский язык и является общенародным, то есть языком, на котором должны говорить люди, чтобы понимать друг друга.

Давайте ещё раз прочитаем рассказ К. Ушинского «Наше Отечество» (с. 86). Как мы будем читать этот текст? С какой интонацией? (Этот рассказ надо читать негромко, по-доброму, наставительно, внушать хорошее слушателям. Говорить нужно очень внятно, чётко, так как здесь говорится об очень важных вещах. При чтении нужно быть серьёзным, стараться вникать в каждое слово.)

Прочитайте текст. Обратите внимание на написание слов родина и Родина. С заглавной буквы пишется слово Родина, когда мы вкладываем в него смысл нашей огромной большой Родины, страны. С маленькой буквы мы запишем слово родина, когда имеем в виду свою маленькую родину — дом, уголок реки, рощу, то есть место, где мы родились. Рассмотрите несколько иллюстраций, плакатов.

Учитель показывает плакаты «Родина-мать зовёт», «За детство счастливое наше спасибо, родная страна», изображение природы, крупного строительства и т. д. Идёт обсуждение главной мысли: Россия заботится о своих гражданах, и люди любят свою Родину и защищают её от врагов, умножают её богатства.

— Все люди нашей страны празднуют день 12 июня — День России, праздник нашей Родины. Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Родина-мать — умей за неё постоять.

К нам с пушками, а от нас с клюшками.

Хорош грибок белый, а солдат умелый.

За Москву-мать не страшно и умирать.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

— Какой самый главный город в нашей стране? (Москва.)

Послушайте рассказ Е. Осетрова о Москве.

В старину считали, что Москва расположена на семи холмах... Поднялась на холме Боровицкая башня. Вся она стройная, как корабельная сосна, и её дозорная вышка устремилась в небо, как ракета. Проходя через Боровицкие ворота в Кремль, вспомним, что в старом названии — Боровицкие — слышен шум густого соснового бора, росшего свыше восьми столетий назад над кручей, возле полноводной Москвы-реки. Кто едет-скачет на могучем коне узкой просекой в богатырских доспехах? Кто зорко смотрит по сторонам? Чью громкую речь слушают воины? Из богатого славного города Суздаля прискакал с дружиной Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм — место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальше окраины земли суздальской. Росла и крепла Москва. Вскоре в народе и поговорка родилась: «Москва — всем городам мать».

— С какой целью князь Юрий Долгорукий стал строить крепость Москву? Почему одна из кремлёвских башен названа Боровицкой? В Кремле много музеев, памятников старины. Об этом мы поговорим на следующем уроке. Прослушайте песню «С чего начинается Родина».

Учитель проводит беседу по тексту песни.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Какие важные для каждого русского человека знания вы получили сегодня? Какие события, даты вы запомнили?






Для любых предложений по сайту: [email protected]