А. Л. Барто и её стихи

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

А. Л. Барто и её стихи

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с творчеством А. Л. Барто;

• научатся выбирать произведения для чтения; приобретут интерес к творчеству русских писателей, стремление читать и слушать чтение взрослых;

• разовьют своё мышление, фантазию;

• воспитают положительные качества личности: наблюдательность, честность, стремление помочь другу в беде, охранять животных и растения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

Учитель читает пословицы.

С добрым дружись, а лукавых берегись.

Хвастун — пустой человек.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

— О чём эти пословицы? (Об отношениях между людьми.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Я прочитаю вам отрывок из воспоминаний М. М. Пришвина «Моя Родина».

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

— Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию привык, что уже не мог проспать восход солнца.

И часто я думаю: что если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько у людей прибыло бы здоровья, радости, жизни и счастья!

— Что особенно запомнилось М. М. Пришвину из своего детства? (Мама, молоко из глиняного горшочка, восход солнца.)

Слушаем следующий отрывок.

Моя охота и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

— В чём заключалась охота М. М. Пришвина? (В находках.)

Иногда люди выходят в лес и берут с собой не простое ружьё, а фоторужьё, камеру, фотоаппарат и бродят по лесу, ищут свои замечательные находки в природе, а потом показывают нам, печатают в журналах, и все наслаждаются этой изумительной красотой.

Слушаем ещё один отрывок.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах — разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Какие важные слова вы хотели бы запомнить на всю жизнь? Кто из писателей так же, как Пришвин, любил природу и писал о ней? (Бианки.)

Проведите стрелочки между автором и его произведением.

М. М. Пришвин Угомон.

B. В. Бианки Вместе тесно, а врозь скучно.

C. Я. Маршак Глоток молока.

К. И. Чуковский Первая охота.

К. Д. Ушинский Путаница.

Вы хорошо знаете произведения и их авторов и с работой справились быстро и хорошо.


3. Работа по теме урока

— Вы хотите узнать фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, тогда берите в руки карандаш. Первая буква обозначает парный звук для буквы п, вторая буква — первая буква алфавита, третья буква — последняя в слове автор, четвёртая буква в алфавите следует за буквой с, пятая буква обозначает ударный звук в слове дымок. Что получилось? (Барто.)

А зовут эту писательницу и поэтессу удивительно Агния Львовна. Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже дедушки и бабушки. Поэтому, наверное, в них есть маленький секрет — они запоминаются сразу и на всю жизнь. Например, есть несколько маленьких стихотворений, которые объединяются в цикл стихов под названием «Игрушки». Я начну читать первое стихотворение, а вы продолжите.

Идёт бычок, качается...

Наша Таня...

Я люблю свою лошадку...

Данные стихи дети читают по карточкам самостоятельно, так как они менее известны детям. После прочтения каждое стихотворение повторяется всем классом несколько раз с тем, чтобы дети смогли запомнить их содержание.

1. Нет, напрасно мы решили... 2. Спать пора! Уснул бычок...

— Прочитайте стихотворение «Зайка» (с. 104). Теперь вы сможете любому малышу рассказывать это стихотворение. Это будет очень полезное дело. Запишите название этого цикла стихов. («Игрушки».)

Что за орфограмма в середине слова? (Парный согласный звук [ш].)

Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей — жадность, лень, грубость. Смеётся в своих стихах Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо! Маленькое стихотворение, отрывок из стихотворения Агнии Львовны мы читали, когда изучали буквы.

— Прочитаем стихотворение «Игра в слова» (с. 105).

Стихотворение могут читать дети, учитель. Важно показать звуковую особенность стихов и его ритмический рисунок.

— Как А. Л. Барто удаётся так играть в слова? Какое многозначное слово использовала она в своём стихотворении? (Ключ.) Назовите несколько новых значений этого слова. (Ключ — родник; ключ — от двери; ключ (скрипичный) — на нотном стане; ключ к решению задачи — способ, путь к решению какой-то проблемы.)

Прочитайте это стихотворение выразительно. У нас получится игра в слова. Сколько детей нужно выбрать для чтения этого стихотворения? (Нужно пять детей.)

А сейчас вспомните, что вы чувствовали накануне первого сентября? Сравните свои чувства с чувствами мальчика Пети.

В школу

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс...

— Что вы почувствовали, когда читали это стихотворение? Прочитаем стихотворение ещё раз выразительно. Сейчас я вам прочитаю моё любимое стихотворение. Надеюсь, оно вам тоже понравится.

Учитель читает стихотворение «Снегирь».

— Герой этого стихотворения вам понравился? Почему? Что бы вы посоветовали мальчику? (Нельзя таким способом выманивать подарки у мамы и папы. Лучше бы сделал кормушку для птиц. Снегирю очень плохо в клетке. Есть пословица «Птице ветка дороже золотой клетки».)

Скажите, кого называют помощницей, помощником. Откройте учебник на странице 104 и прочитайте стихотворение «Помощница». Согласны ли вы с названием стихотворения? Почему Агния Львовна так назвала своё стихотворение? (Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю.)

Прочитайте это стихотворение ещё раз. Что вы узнали о Танюше? Чем же занималась Таня весь день? Прочитайте, что она сказала маме перед сном.

А сейчас послушаем ещё одно стихотворение А. Л. Барто «Вежливый поступок». Что бы вы сказали Павлику? (Место нужно уступать всем, кому трудно стоять, а также женщинам и девочкам.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что вы узнали о А. Л. Барто? Какие стихи вы читали? Какое стихотворение мы ещё не читали? («Верёвочка».)






Для любых предложений по сайту: [email protected]