ПИСЬМО КАК ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

ПИСЬМО КАК ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ

(Обучение письму по УМК “Планета знаний”)

Учебное пособие по письму (далее “Прописи”) в УМК “Планета знаний” (как и все пособия комплекта) направлено на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью “уметь учиться”.

Работа в прописях обеспечивает формирование познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий. Система заданий предоставляет обучающемуся возможность выбора деятельности, партнёра и учебных средств, а учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика.

Наличие маршрутных листов, выделение цветом на страницах прописей инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий, наличие отдельных прописей для читающих детей обеспечивают возможность целенаправленной организации учебного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Одной из особенностей прописей является направленность на организацию проектной деятельности. Именно она предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями. Это сотрудничество приводит обучающихся к успешному личностному, социальному, познавательному и коммуникативному развитию.

Технологии, методы и организационные формы, используемые при обучении письму, позволяют эффективно двигаться к достижению учебных и воспитательных целей, предусмотренных новым стандартом (исследовательские, творческие, методы проектной деятельности; парные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности).

Обучение по прописям в УМК “Планета знаний”, учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных стандартов II поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса обучающихся, их готовность к преодолению трудностей, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности обучающегося с учителем и одноклассниками, способствует формированию как основ нравственного поведения, так и логического и абстрактного, развивает речь, мышление, воображение, воспитывает культуру.

При составлении программы по обучению письму и методики её реализации были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в “Концепции содержания непрерывного образования” и документах Госстандартов.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В прописях с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных и второстепенных элементов письма — с переносом акцента на способы соединения элементов в новых изучаемых буквах и на способы соединения букв между собой при написании слов. Этот же принцип позволяет провести графический анализ написания целого слова и подвергнуть их более конкретному и многостороннему анализу.

При обучении письму учитывается принцип координации устной и письменной речи. Обучающиеся овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Система построения прописей, авторские особенности технологии обучения письму, методические приёмы, используемые на уроках, — всё это позволяет планировать определённые результаты освоения программы по обучению грамоте (письму). Остановимся более подробно на тех компетентностях, которые, на наш взгляд, будут сформированы у обучающихся в процессе обучения графическому навыку и каллиграфическому письму в работе по прописям в УМК “Планета знаний”. К ним относятся: личностные, организационные, общекультурные, социальные, предметные, метапредметные, исследовательские.






Для любых предложений по сайту: [email protected]