ЗВУКИ И БУКВЫ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ЗВУКИ И БУКВЫ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока: формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; закрепить у школьников представление о букве как знаке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников.

ХОД УРОКА

I. Уточнение понятия “звуки речи”. Учащиеся наблюдают, как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов.

Ответы на вопросы (упр. 80, 81). Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что звуки речи выразительны.

Чтение сведений о звуках.

Звуковой анализ слов. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки в природе и звуки речи не одно и то же. Жук издаёт звук: ж-ж-ж. А слово жук состоит из звуков речи. Каких? (Аналогично проводится звуковой анализ слова кошка.)

Обобщение учителя.

II. Уточнение представлений о букве как знаке звука.

При чтении сведений о буквах (учебник, с. 45) акценты ставятся на следующих словах: на письме (т. е. то, что пишем и читаем), значок (с их помощью обозначаем звуки).

Выполнение заданий (упр. 82): разграничение звуков и букв (устное объяснение с последующей записью).

Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с чёрными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи.

Раскрывается соответствующий смысл слова чистописание как умения писать без помарок. Уточняется современный смысл “минутки чистописания” как упражнения в правильном, разборчивом письме.

III. Упражнения по культуре произношения. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 84, 85).

Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 86). Даётся установка на самоконтроль в речи.

IV. Творческая переменка. Выполнение заданий (упр. 87).

Проведение беседы:

— Что вы знаете о вороне? Можно ли её назвать певчей птицей?

Чтение текста. Обмен впечатлениями.

Словарная работа: ворона, сорока.

Составление и запись предложений: Ворона каркает. Воробей чирикает. Сорока трещит.

Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание пословицы Говори, да не заговаривайся и объяснение её смысла.

Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1—4 (с. 22, 23).






Для любых предложений по сайту: [email protected]