ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ БУКВ Е, Ё, И, Ю, Я - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ БУКВ Е, Ё, И, Ю, Я - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове; объяснять, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука; определять роль букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове, писать слова с мягким и твёрдым согласным звуком.

ХОД УРОКА

I. Выявление имеющихся представлений.

— Как обозначается мягкость согласного звука на письме? (С помощью мягкого знака.)

— Где может стоять мягкий знак для обозначения мягких согласных звуков? (На конце слова и в середине.)

— Есть ли ещё какие-нибудь способы для обозначения мягкости согласных? (Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв е, ё, и, ю, я.)

II. Изучение новой темы.

Включение учащихся в диалог Ани и Вани (упр. 160).

— Аня и Ваня любят играть в знатоков. Узнаем, какие вопросы они на этот раз приготовили друг другу.

— А вы знаете ответы на эти вопросы?

Звуко-буквенный анализ слов рысь и рис. Вывод: мягкость согласного звука [с’] обозначена на письме мягким знаком, а мягкость звука [р’] — буквой и.

Работа со скороговоркой (упр. 161). Её цель — показать, что нужно чётко произносить твёрдые и мягкие звуки в словах, так как от этого зависит смысл слов.

III. Минутка чистописания (буквы ы и и) помогает противопоставить графический облик букв, добиваться разборчивости письма и вместе с тем связана с темой урока.

— Почему так важно разборчиво писать букву и? (Чтобы правильно передать звучание слова, от которого зависит смысл.)

Выполнение задания (упр. 162): сравните обозначение мягкости согласных звуков в схемах и на письме с помощью букв.

Упражнение можно выполнить в два этапа:

1. Раскрыть подход к подбору парного слова (должна произойти замена только первого согласного звука с твёрдого на мягкий, а последующий гласный звук должен сохраниться).

Коллективно анализируется звуковой состав слова лук: оно начинается с твёрдого согласного звука [л] и гласного звука [у]. Если поменять [лу] на [л’у], получится слово люк.

2. Выбрать букву на письме (для обозначения звука [у] и мягкости предшествующего согласного используется буква ю).

Аналогично разобрать следующие слова.

IV. Словесное творчество (упр. 164).

Выразительное чтение стихотворения А. Введенского должно раскрыть роль повторяющихся слов в качестве звукоподражания: спят, спят — как постукивание колёс, а спи-им, ды-ы-м — как гудок паровоза.

V. Каллиграфическая запись слова поэт является заключением предыдущей работы.

— Чем предлагается закончить урок: написанием букв или какого-то слова? Возможно, авторы учебника русского языка надеются, что в нашем классе растут не просто знатоки русского языка, а будущие поэты.






Для любых предложений по сайту: [email protected]