Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки уроков: осуществлять наблюдение за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; упражнять в списывании слов с разделительным мягким знаком; образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появился разделительный мягкий знак; развивать творческое отношение к слову.
ХОД УРОКА
I. Повторение первоначальных сведений о разделительном мягком знаке, полученных в период обучения грамоте.
Чтение и сравнение на слух произношения слов с разделительным мягким знаком и без него (упр. 192): Коля — колья, семя — семья.
Вывод: разница в произношении слов наблюдается во втором слоге: [л’а] — [л’й’а], [ма] — [м’й’а]. Она связана с употреблением мягкого знака, который называется разделительным.
II. Минутка чистописания: наклонное письмо букв е, ё, и, ю, я как букв, перед которыми возможно написание разделительного мягкого знака (ь). Запись слов-примеров с разделительным мягким знаком.
III. Тренировочные упражнения в правописании разделительного мягкого знака (ь).
Чтение слов и противопоставление их по произношению и смыслу: солю — солью, пылю — пылью (упр. 193).
Сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака (упр. 195, 198).
Каллиграфическое списывание пословицы Ученье — путь к уменью.
Упражнение 196 следует направить на закрепление в памяти учащихся правила об употреблении разделительного мягкого знака. Проводится взаимопроверка в парах заученного стишка.
В упражнении 197 осуществляется работа только над словами первого столбика, а завершение работы предполагается дома.
IV. Словесное творчество: освоение переносного значения выражения льётся песенка (упр. 201).
V. Рифмованные слова (упр. 199) можно использовать для сочинения шуточного поздравления одноклассникам с днём рождения как “с днём варенья”. Например: “Пусть весёлый день рождения превратится в день варенья. Мы добавим к угощенью чай, конфеты и печенье”. Это задание лучше выполнить на уроках трудового обучения и изобразительного искусства, оформив поздравительную открытку.
Рекомендации для занятий дома: закончить упр. 197.
Упражнение 200 выполняется при наличии времени.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1 — 5 (с. 52, 53).
1 Материал данных уроков приводится в обобщённом виде, а учитель впоследствии самостоятельно делит его на две части (в зависимости от индивидуальных способностей учащихся).