Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: приобретать опыт в различении слов, обозначающих предметы и явления, признаки предметов и действия предметов по лексическому значению и вопросам; учить правильно ставить к словам вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? и др.; развивать умение классифицировать слова, называющие предметы и явления, признаки предметов, действия предметов; учить соотносить текст и рисунок, составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка; ввести в активный словарный запас слова-термины: слова-названия предметов и явлений, слова-названия действий предметов, слова- названия признаков предметов.

Ход урока

1. Определение учебной познавательной задачи урока: “Что могут называть слова?” (учебник, с. 21). Обсуждение мнений детей.

2. Наблюдение над словами-названиями предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов (учебник, упр. 6, с. 21).

Рассматривание таблицы, чтение названия таблицы, чтение трёх групп слов и вопросов, на которые отвечают слова каждой группы.

Анализ слов каждой группы, например слов-названий предметов: чтение слов (ворона, дождь, снег, яблоко, ребята), постановка вопросов (кто? или что?) к каждому слову.

Обобщение: к словам-названиям предметов относятся не только слова, обозначающие предметы (стол, стул, ковёр), но и слова, обозначающие людей (мальчик, учитель, дети), животных (ёж, бабочка, акула, утка), явления природы (град, снег), события (праздник, митинг); эти слова отвечают на вопрос кто? или что?

• Аналогично проводится работа со словами-названиями признаков предметов и словами-названиями действий предметов.

• Подбор своих примеров слов каждой группы. Составление предложения с любым словом из таблицы.

3. Упражнение в различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия, по лексическому значению и вопросам кто? что? что делает? какой? и др. (учебник, упр. 7, с. 22).

Чтение слов. Ответы на вопрос: “По какому признаку распределены слова в три группы?” Определение: какие из этих слов называют предметы, какие — действия предметов, какие — признаки предметов? Соотнесение слов-названий с вопросами, на которые они отвечают. Ответы на вопрос: “Какие слова отвечают на вопрос кто? или что?, какие — на вопрос что делает?”. Составление предложений с использованием данных слов и запись одного из них.

4. При наличии времени выполнение упражнения на классификацию слов по группам (“Рабочая тетрадь”, упр. 3, с. 12). Выполнение устных заданий.

5. Подбор слов, называющих признаки предметов. Определение по заданному признаку слов, называющих предмет (учебник, упр. 8, с. 22). Постановка вопросов к каждому из заданных слов. Составление предложения с любым словом и его запись. (Возможно другое задание: составить и записать словосочетания с данными словами: зелёная лента, доброе утро и др.)

6. Проведение игры: учитель называет слова, обозначающие действие: идёт, ловит, играет, думает, живёт, плывёт и др. Учащиеся к этим словам подбирают слова- названия предметов.

7. Чтение текста (учебник, упр. 9, с. 23). Ответы на вопросы учителя: “То, что вы прочитали, это текст? Устный или письменный? Из какой он сказки? Сколько предложений в тексте? О ком или о чём говорится в каждом из предложений? Назовите в тексте слова-названия предметов. Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? или что? Есть ли в тексте слово, которое называет признак и отвечает на вопрос какие? Прочитайте слова, называющие действия жар-птицы и действия Ивана-царевича”. Запись первого предложения из текста.

8. Рассматривание рисунка (учебник, упр. 10). Ответы на вопросы, выполнение заданий: “Подходит ли текст к рисунку? Какими художник изобразил главных героев? Опишите их внешний вид и действия. Как художнику удалось передать чувства главных героев? Заинтересовал ли вас этот рисунок? Выскажите своё мнение”.

Составление ответа на вопрос по данному началу: “На рисунке художник изобразил Ивана-царевича, жар-птицу и яблоню с яблоками. Иван-царевич схватил птицу за хвост и пытается её удержать”.

9. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя: “Что могут обозначать (называть) слова? Приведите примеры таких слов. На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет? действие предмета? признак предмета? Назовите лишнее слово: небо, ветер, облако, плывёт”.

Рекомендации для занятий в семье

Для лучшего закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроке, предлагается выполнение письменного задания в “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 12). Для проверки знаний рекомендуется использовать задания учебника (упр. 8, с. 22), а также можно провести игру, кто больше подберёт других слов на любую из данных тем: “Школьные принадлежности”, “Мебель”, “Посуда”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]