Ударение. Словообразующая роль ударения - УДАРЕНИЕ - Слово и слог. Ударение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Ударение. Словообразующая роль ударения - УДАРЕНИЕ - Слово и слог. Ударение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: дать представление о словообразующей роли ударения; наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения, развивать умение правильно произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово; учить различать части текста, составлять сказку по данному началу и концу; ввести в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием сорока; оценивать результаты выполненных заданий.

Ход урока

1. Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 1, с. 20; упр. 6, с. 22). Ответы на вопрос: “Кто составил скороговорку из ударных слогов слов? Как вы это делали?”

2. Воспроизведение знаний об ударении и способах его определения в словах. Ответы на вопросы учителя: “Что такое ударение? Как определить ударение в слове товарищ?” (Слово написано на доске, но не произнесено вслух.)

Обсуждение: “В каком словаре можно узнать о правильном произношении слова? Почему надо правильно произносить слова?”

3. Упражнение в правильном произнесении слов (учебник, упр. 10, с. 43), определение: по какому признаку распределены слова в три группы, составление предложений с любым из данных слов. Чтение рубрики “Вспомни!” (с. 43). Обсуждение понимания прочитанного. Чтение подготовленным учеником стихотворения А. Шибаева “Буква Ё”.

— Расскажи-ка,

Буква Ё,

Как твоЁ

ЖитьЁ-бытьЁ?

Буква Ё

ДаЁт

ОтчЁт:

— Ничего житьЁ

ТечЁт.

Я — ударная всегда!

— Ой-Ё-Ёй,

Вот это — да!

4. Самостоятельное выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 5, с. 22) и оценка правильности произношения слов по учебнику.

5. Наблюдение над словообразующей ролью ударения.

• Выразительное чтение строк Я. Козловского (учебник, упр. 6, с. 42). Выполнение заданий.

• Сопоставление рисунков и слов (учебник, упр. 7, с. 42). Обсуждение: “Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?”

• Выполнение письменного задания учебника (упр. 7, с. 42) или “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 21).

• Нахождение в “Толковом словаре” слов, различающихся ударением. Сравнение значений этих слов. Выполнение заданий учебника (упр. 8, с. 42).

• Работа со скороговоркой (учебник, упр. 9, с. 43), выполнение заданий.

6. Работа со словарным словом сорока. Выяснение значений слова сорока: 1) птица с чёрно-белым оперением и необычно длинным хвостом, издающая характерный крик — стрекотание; 2) так называют болтливого человека.

Выяснение значений слов сорочонок, сорочий, по-сорочьи. Объяснение написания буквосочетания -оро- в этих словах. Списывание скороговорки или запись под диктовку одной из пословиц. (Сорока на хвосте весть принесла. Сорока без причины не стрекочет.) Выделение в словах ударения, подчёркивание буквы, обозначающей гласный звук в ударном слоге.

(Дополнительный материал по слогообразующей роли гласных дан в “Рабочей тетради” в упр. 9, с. 20 и упр. 11, с. 21.)

7. Устное выполнение (учебник, упр. 11, с. 44): чтение начала и концовки сказки, обдумывание: о чём может говориться в основной части сказки, составление содержания (индивидуально) этой части и его обсуждение, подбор заголовка к сказке, запись последнего предложения из заключительной части сказки.

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какова роль ударения в нашей речи? В каком словаре можно узнать, как правильно произносить слово? Можете ли вы ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение письменного задания в учебнике (упр. 10, с. 43). Составление детьми основной части сказки (учебник, упр. 11, с. 44).






Для любых предложений по сайту: [email protected]