Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Наблюдение над единообразным написанием буквы парного по глухости-звонкости согласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов и форм одного и того же слова - ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: учить писать слова с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова, объяснять их правописание; продолжать обучению речеведческих умений: определять в тексте тему и главную мысль, подбирать заголовок, соотносить заголовок и текст; выписывать из текста предложения, соответствующие рисункам, формировать через содержание текста такую черту личности, как бережное отношение ко всему живому на Земле; вводить в активный словарный запас учащихся слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце (по материалу упражнений учебника); проверить и оценить деятельность учащихся по изучаемой теме через выполнение заданий “Проверь себя”.
Ход урока
1. Объяснение правописания слов с пропущенными буквами. Подбор словарных слов с парным согласным на конце и их запись по памяти (медведь, тетрадь, класс).
2. Выполнение задания (на выбор учителя).
• Устный орфографический диктант: учитель или ученик называет слово, дети произносят парный согласный на конце слова и показывают сигнальную карточку с буквой, которой обозначается на письме этот звук. Слова для диктанта: труд, груз, этаж, парус, брат, круг, хлеб, шалаш.
• Выполнение задания в “Рабочей тетради”: работа в парах (упр. 8, с. 51).
3. Выполнение заданий учебника (упр. 17, с. 102). Наблюдение над значением однокоренных слов и форм одного и того же слова и одинаковым написанием в них корня (без введения термина). Выполнение устных заданий: чтение слов, определение, что они обозначают и на какой вопрос отвечают; чем интересны эти слова (есть одинаковая часть); определение: в каких словах в общей части есть буквы парного по глухости-звонкости согласного звука, написание которых надо проверять, подбор к ним из данных слов проверочного слова. Выполнение письменного задания.
Обобщение: в общей части таких слов парный согласный чаще обозначается одинаковой буквой: гриб — грибы — грибки.
4. Упражнение в нахождении в словах букв, написание которых требует проверки на письме (по правилу обозначения буквой безударных гласных звуков и правилу обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова). Работа в парах (по выбору учителя): выполнение заданий учебника (упр. 18, с. 102) или “Рабочей тетради” (упр. 9, с. 52).
5. Работа с текстом в учебнике (упр. 19, с. 103). Чтение текста. Определение темы и главной мысли. Ответы на вопросы: “О чём и о ком говорится в тексте? Почему птенчики пищали? Что случилось с их родителями? Кто заботился о птенцах? О чём самом главном хотел сказать автор?” Обсуждение: “Каким был мальчик?”
Обобщение: каждый человек должен бережно относиться ко всему живому на Земле. Ответ на вопрос: “Как можно озаглавить текст?” Соотнесение рисунков и содержания текста. Ответ на вопрос: “Какие слова употреблены в предложениях вместо слов птенцы и мальчик?” Выбор предложений, которыми можно подписать каждый рисунок (1, 2, 4-е предложения) и их запись.
6. Проверочный диктант1.
Лес
Вот дуб. Там сосна и ель. У пня ёж. В траве рос гриб. В кустах пел дрозд. К реке полз уж.
Выписать слово для справок: полз (от слова ползать), проговорить предпоследнюю букву з в слове дрозд.
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы научились на уроке? В чём затруднялись?”
Выполнение заданий рубрики “Проверь себя” (учебник, с. 103) и проведение самооценки.
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 10, с. 52).
1 Желательно найти время для проведения проверочного диктанта.