Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правило правописания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу - БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правило правописания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу - БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры с такими буквосочетаниями, соотносить произношение ударных гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами, распределять слова по группам: с буквосочетанием жи—ши, с буквосочетанием ча—ща, с буквосочетанием чу—щу; вводить в активный словарный запас учащихся слова с данными буквосочетаниями (на основе языкового материала учебника) и слово с непроверяемым написанием машина, оценивать результаты выполненной работы.

Ход урока

1. Выборочный буквенный диктант: учитель называет буквы, ученики записывают только буквы для шипящих звуков. Буквы для диктанта: л, щ, к, ч, ж, в, ш. Произнесение звуков, их характеристика.

2. Чтение темы “Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу” и познавательной задачи урока “Почему в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу написание гласных надо запомнить?” (учебник, с. 115). Обсуждение задачи урока.

3. Чтение слов в учебнике (упр. 1, с. 115), выяснение их лексического значения (например, чувство, щупальца), определение “работы” букв (и, а, у) ударных гласных звуков в данных словах.

Выполняя задания учебника (упр. 1, с. 115), следует учитывать следующие моменты:

• при произнесении слов кувшин, машина, моржи, чижи после непарного шипящего твёрдого согласного звука слышится гласный звук [ы], а обозначен он на письме буквой и (свою “работу” буква и не выполняет, если стоит после букв непарных твёрдых шипящих звуков);

• при произнесении слов перчатки, обещание, чувство, щука после непарного шипящего мягкого согласного звука [ч’] или [щ’] слышится гласный звук [а] или [у], и обозначен он на письме буквой а и у (буквы а и у тоже свою “работу” не выполняют, так как они должны указывать в слове на твёрдость предшествующего согласного звука). Вот поэтому написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу надо запомнить.

4. Чтение лингвистического текста “Обрати внимание!” (с. 115) и выполнение заданий учебника (упр. 2, с. 116).

5. Ознакомление с правилом в учебнике (с. 116). Обобщение: что надо знать о написании гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу.

6. Выполнение заданий “Рабочей тетради”: вписать в правило пропущенные буквы (упр. 1, с. 56), распределить данные слова по группам и записать их (упр. 2, с. 56). Обобщение: почему надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу.

7. Предупредительно-объяснительный словарный диктант: вода, тетрадь, медведь, девочка, машина. Ответы на вопросы учителя: “Какие правила письма встретились в словах? Сколько трудных для написания букв в словах тетрадь, девочка, машина?”

8. Работа со словарным словом машина. Выяснение его значений: 1) общее название различных самодвижущихся механизмов, выполняющих различную работу (стиральная машина); 2) транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов (легковая, грузовая машина).

Объяснение написания слов машина, машинка, машинист, машинное (масло). Составление предложения с любым из данных слов. Запись слова машина в тетрадь.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Почему написание гласных букв после шипящих в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу надо запомнить? Есть ли на форзаце учебника буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу? Что вы узнали о написании слова машина?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение заданий учебника (запомнить правило на с. 116) и “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 57).






Для любых предложений по сайту: [email protected]