МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

Работа над словарным словом должна начинаться с восприятия детьми значения слова. Приёмы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет или его изображение, называют его словом, определяют назначение, объясняют отличительные признаки этого предмета. Не менее интересным приёмом объяснения слова является работа с загадкой: ученики слушают загадку, отгадывают её и доказывают, что слово-отгадка подобрано верно. Однако слово может быть предъявлено через текст, где даётся научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо этим словом. Анализ таких текстов поможет учителю не только организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и оказать определённое воздействие на ученика, даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребёнка образцом научного или художественного текста.

Покажем один из вариантов работы над словом сорока в 1 классе. Учитель предлагает детям (на слух или зрительно) текст:

У сороки есть прозвище — белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. (Г. Скребицкий)

После чтения учитель задаёт вопросы: “Какая же птица сорока? Почему она получила прозвище белобока? С чем сравнивается хвост сороки? Какого цвета оперение птицы?”

Далее внимание учеников обращается на рисунок птицы: можно ли назвать эту птицу сорокой и почему? Ответ на этот вопрос требует от детей воспроизведения в памяти тех сведений о сороке, о которых говорилось в тексте, и тех слов, которые были употреблены автором. Называя характерные признаки птицы, первоклассник пытается создать по аналогии с текстом свой текст — описание по данному рисунку.

Делается вывод о том, что значит слово сорока: сорока — название птицы, у которой крылья и хвост чёрные, по бокам пёрышки белые, хвост длинный и прямой. Учитель может сказать и о другом признаке птицы: она издаёт крик, похожий на стрекотание. (Загадка: “Вертится, стрекочет, весь день хлопочет”.)

Следующий этап работы: орфографическое и орфоэпическое произнесение слова, выделение в слове трудных для написания мест. Предлагаем текст беседы с учащимися: “Посмотрите, как пишется слово сорока. Проговорите его так, как оно написано. А теперь произнесите слово так, как мы его говорим. Послушайте, как я его произнесу. Найдите трудное место в слове. (В безударном слоге са- мы слышим звук [а], обозначен же этот звук буквой о.) Можем ли мы найти проверочное слово для безударного гласного в первом слоге?” Учитель обобщает: “Во всех формах слова сорока (у сороки, к сороке, сороки) и в словах, имеющих отношение к слову сорока и имеющих одинаковую часть (сорок-, сороч-: сорока, сорочонок, сорочий хвост), в первом слоге пишется гласная о. Эту гласную, как вы убедились, нельзя проверить ударением, потому её надо запомнить”.

Учащимся предлагается прочитать скороговорку (учебник, упр. 9, с. 43): “Приучить сороку — одна морока, а сорок сорок — сорок морок”, объяснить её смысл и обратить внимание на слова, которые одинаково написаны, но имеют разный смысл и произношение (ударение). Скороговорка записывается, в слове сорока ставится ударение и подчёркивается буква, написание которой надо запомнить.

Подводя итог урока, учитель вновь может обратиться к слову сорока и спросить, в каком значении употребляется это слово в следующем предложении: “А ежели вы вежливы, вы, сидя на уроке, не будете с товарищем трещать, как две сороки”. (С. Маршак)


1 См.: Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2007. — (Школа России).






Для любых предложений по сайту: [email protected]