Рубрика Наши проекты - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС) И РАБОТА С НИМ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Рубрика Наши проекты - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС) И РАБОТА С НИМ

В учебнике появилась новая рубрика — “Наши проекты”. Таких рубрик две: “Наши проекты. Скороговорки” и “Наши проекты. Сказочная страничка”. Конечно, это условные учебные мини-проекты, имеющие свою структуру: сформулирован замысел проекта, выбирается способ его реализации, представляется результат. Организация проектной деятельности должна поддерживать интерес к изучаемому материалу, к самостоятельной учебно-практической деятельности и способствовать включению первоклассников в активный познавательный процесс, в ходе которого младшие школьники пока ещё под руководством учителя и родителей собирают необходимую информацию, обсуждают оформление результатов — подготовленного продукта проектной деятельности, принимают участие в его презентации.

Ниже приведён пример работы с рубрикой “Наши проекты”. Проект “Скороговорки” (учебник, с. 108—109) по типу является межпредметным, но заявлен как проект на уроках русского языка при изучении темы “Шипящие согласные звуки” (предметом проекта являются скороговорки: как жанр скороговорка изучается на уроках литературного чтения и довольно часто используется на уроках русского языка для выделения и правильного произношения повторяющихся звуков). Этот проект краткосрочный (для его выполнения потребуется не более недели), он может выполняться группами детей (дети по своему желанию подбирают себе партнёров), индивидуально или совместно с родителями. Подготовка проекта проводится на уроке русского языка или во внеурочной деятельности.

Один из вариантов проведения этого занятия: учитель даёт первое представление о том, что проект — это исполнение некоторого замысла (художественного, музыкального, театрального и др.); ученики, глядя на название “Скороговорки”, предугадывают, что будет конечным результатом проекта, выполняют задания 1 и 2, придумывают свои рисунки к скороговоркам, читают скороговорки медленно, затем с каждым разом темп ускоряется. В таком же темпе произносятся шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’]. Чтение задания 3 даёт ребятам возможность понять замысел проекта и его конечный продукт — книгу “Весёлые скороговорки”. Далее ребята высказывают мнения о том, где может пригодиться эта книга.

При выполнении задания 4 обсуждается способ реализации проекта (“С кем ты будешь работать над проектом? Где будешь находить скороговорки? Какое условие нужно соблюсти при выборе скороговорки?”). Обсуждается способ оформления конечного результата (например, на альбомном листе или страничке тетради записывается каждая скороговорка и рисуется весёлая картинка к данной скороговорке, выполненная работа подписывается). Обсуждается форма предъявления выполненной работы — презентация. Выясняется значение этого слова (представление проектаученикам своего класса или ученикам других классов); обсуждается способ представления проекта (выразительно прочитать скороговорку, доказать, что она соответствует замыслу, рассказать о выполненном рисунке к скороговорке). Дальнейшая работа над проектом — оформление и объединение скороговорок в книгу. Презентация может быть осуществлена на уроке и во внеурочной деятельности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]