НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребёнка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определённое отношение к русскому языку, родной речи и литературе. Поэтому всё новое, что появляется в области лингвистики, психологии, дидактики, обычно находит отражение в системе обучения грамоте.

Разработанные учебники позволяют учителям добиваться неплохих результатов. Однако и сегодня состояние обучения русскому языку вызывает определённую озабоченность, так как всё внимание детей и педагогов концентрируется вокруг фонетических и формально-грамматических аспектов языка. Лексико-семантическая его сторона, имеющая большое значение для развития мышления, остаётся без должного внимания. Отсутствует органическая связь между курсом русского языка и развитием речи: язык изучается отдельно от речи, а речь — отдельно от языка. Чтение и письмо формируются не как виды речевой деятельности, а как технические навыки, лишённые мотивации. Проводится обучение озвучивающему, а не смысловому чтению.

Все эти проблемы ярко проявляются начиная с периода обучения грамоте. Ребёнок, анализируя звуковую структуру слова, приучается видеть только внешнюю, формальную (фонетическую, графическую) сторону слова вне связи её с внутренней, смысловой стороной слова, с его значением. Следствием такого подхода является поверхностный взгляд на язык, который не осмысливается как средство общения и познания; слабое развитие речемыслительных процессов; формирование озвучивающего, а не смыслового чтения.

Без понимания учащимися лексического значения слова невозможно и полноценное общение, так как значение слова — это единство речи и мышления, “единство общения и обобщения, коммуникации и мышления” (Л. С. Выготский).

Очевидно, что невозможно привить детям интерес к языку, научить их полноценно воспринимать художественное произведение без систематической работы над лексикой, над значением слова, которое “составляет душу самого слова” (Ф. А. Будагов). Ведь поэзия, оперируя словом, использует в качестве средств художественной выразительности меньше всего грамматику (морфологию), а больше всего лексику и фонетику.

Даже при формировании орфографических навыков приходится учитывать не только формальный, но и смысловой аспект языка.

Практически проблема взаимосвязи лексико-семантической и формально-грамматической сторон языка в обучении сегодня не решена.

Решение этой проблемы — дело непростое. Оно усугубляется тем, что лингвистика, занимаясь долгие годы системным описанием языка (на нём базируется современное обучение родному языку), пока ещё не дала полного его описания, с точки зрения говорящего человека, а системно-функциональная теория языка только ещё складывается. Поэтому сегодня важно использовать такие подходы, которые рассматривали бы язык с разных точек зрения: коммуникативной, познавательной и семиотической (знаковой) — и могли бы обогатить систему обучения родному языку новым содержанием.

Мы исходили из следующего. Для взрослого человека язык как средство общения выступает в виде готового продукта деятельности, в котором две его основные функции — коммуникативная и познавательная — сосуществуют, находятся в тесном единстве. Для ребёнка эти функции должны быть раскрыты и развёрнуты во времени как процесс, как деятельность, которые помогли бы ему осознать свой родной язык, как средство общения и познания. Для понимания сущности языка, кроме этого, необходимо в доступной форме показать язык как знаковую систему, на базе которой осуществляются коммуникативная, познавательная и эстетическая функции.

Таким образом, новая система обучения соединяет в себе два подхода: традиционный (основы его заложены К. Д. Ушинским), который оправдал себя в школьной практике, и новый, коммуникативно-познавательный подход. Он базируется на таких важнейших понятиях, как культура (её культурно-исторический аспект)1, общение, познание (через знаковую систему языка), система духовно-нравственных отношений.

Отсюда вытекают основные принципы обучения, которые придают обучению грамоте новую направленность: коммуникативный, познавательный, семиотический (реализующий язык как знаковую систему) и гуманистический (духовно-нравственный аспект развития личности).

Эти принципы придают обучению уникальный характер. Они заложены в содержании и методике обучения и должны использоваться учителем в различных ситуациях обучения.

1. Коммуникативный принцип. Главное направление предлагаемой системы обучения — осмыслить язык как средство общения, на фоне которого усваиваются ранее указанные знания и умения.

Общение понимается нами многопланово: как непосредственное общение людей, и как условное общение с природой, и как опосредованное общение с книгой и материальной культурой. Такой широкий взгляд помогает ребёнку осознать язык как великий дар, позволяющий человеку общаться с разными людьми и окружающим миром.

Не случайно предлагаемая система обучения начинается с раздела “Давайте знакомиться”, который вводит детей в мир общения (человека с человеком, природой, книгой и др.) и закладывает основы обучения через общение.

Общение рассматривается как взаимодействие, имеющее свои мотивы, цели, определённую структуру и результаты. Учащиеся обращают внимание на то, к кому они обращаются, как и что говорят, учатся контролировать свои высказывания. Несмотря на то что основной коммуникативной единицей является предложение, важное место в обучении занимает слово. Именно через слово, отражающее предметы, явления, действия и свойства, человек познаёт мир.

Коммуникативно-речевые ситуации дают ребёнку наглядные представления о том, как действует слово в речевой ситуации, насколько точно и правильно оно помогает человеку выразить свою мысль, воздействовать на слушателей, добиться от собеседника понимания, выразить своё отношение к нему.

Слово рассматривается как имя вещей, действий человека. Понятие имени выступает узловым моментом обучения, так как “имя — это ум вещи, её осмысленность” (А. Ф. Лосев). Ориентация обучения на общение, а не на формальное развитие навыков повышает мотивацию в изучении языка, развивает у учащихся умения внимательно слушать собеседника, адекватно воспринимая его речь, и правильно строить свои высказывания, корректируя их в соответствии с целью и ситуацией общения, т. е. язык осваивается как коммуникативно-речевая деятельность.

2. Познавательный принцип. Этот принцип даёт возможность реализовать в обучении другую важнейшую функцию языка — средство познания действительности.

В период обучения грамоте усвоение понятий и умений разворачивается как познавательная деятельность ребёнка с учётом этапов культурно-исторического развития знаний.

Это легко сделать, поскольку ребёнок в своём развитии повторяет исторический путь человечества.

Процесс обучения грамоте выстраивается в логике развития предыстории письменной речи: от жестов, рисунков, знаков к алфавитному письму, которое имеет свои правила обозначения звучащего слова буквами.

Реализация новой системы обучения грамоте позволила: а) включить в обучение рисунок (пиктографическое письмо), простейшие ребусы — своеобразный способ графической фиксации слова; б) найти законное место постоянным спутникам живой речи — жестам и мимике; в) обратить внимание на интонацию голоса как на одну из составляющих процесса коммуникации.

Всё это значительно повышает интерес детей к чтению. Кроме того, обучение языку начинается не со звуковой, а со смысловой стороны слова, с осознания детьми его номинативной функции.

Затем внимание ребёнка переключается на форму слова, его звуковую оболочку. При этом обеспечивается плавный, поэтапный переход от осмысления лексического значения слова к его фонетической форме.

При этом обучение учитывает все ступени “познавательной лестницы” — практическую, образную и словесно-логическую (знаковую), развивает все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) и даёт возможность обратить особое внимание на эмоционально-образный аспект изучения языка, что является существенным отличием новой системы обучения. В этой системе развитию образного мышления отводится значительное место, поскольку осмысление слова начинается с его значения (именно в лексическом значении слова содержится образ предмета). Учителю необходимо помнить, что процесс мышления осуществляется не только в понятийной, словесно-логической форме, но и в форме образного мышления, которое обеспечивает эмоционально-образное восприятие мира. Таким образом, новая система обучения строится в соответствии с особенностями мышления и речи ребёнка, т. е. от ребёнка. Формальный подход изучения грамоты “от речи и предложения (их смысл малопонятен учащимся) к слову и звуку” обусловлен недостаточно чётким представлением о путях развития речи и мышления: мышление развивается от целого к частному (от суждений к понятию, слову), а речь — наоборот, от частного к целому (от слова к предложению).

Слово становится своеобразным эпицентром развития мышления и речи. Поэтому в обучении отводится время на логические операции со словом, на классификацию и обобщение, обеспечивается переход от тематической классификации к формальной (звуко-буквенной).

3. Семиотический2 принцип (принцип изучения языка как знаковой системы). В языковом знаке выделяются содержание (обобщённое отражение действительности в сознании людей) и форма. Форма знака выступает как заместитель содержания. Содержание языкового знака находится в лексическом значении слова, форма знака (фонетическое или графическое слово) имеет смысл лишь в том случае, если она связана с содержанием знака. Поэтому в обучении грамоте используются не формальные звуковые схемы, а модели слов, которые дают учащимся представление о значении слова и его звуковой форме.

Удержать в поле зрения эти две стороны слова детям помогают простейшие звуко-семантические модели слов, фиксирующие звуковую (внешнюю) оболочку слова и его значение (внутреннюю оболочку). Благодаря такой модели ребёнок с первых этапов обучения получает элементарное представление о слове как двусторонней единице и о языке как знаковой системе. У детей развивается способность соотносить звучание и значение слова, осмысливать его и таким образом лучше понимать друг друга в общении.

Сформировать у ребёнка правильное представление о языке как знаковой системе, работая только со звуко-буквенной формой, невозможно. Знание звучащего слова (его звуковой формы) ещё не гарантирует, что человек понимает значение, смысл слова. Это слова-пустышки, которые затрудняют общение.

Люди, говорящие на одном языке, употребляющие одни и те же слова, часто не понимают друг друга, так как у них разное наполнение смыслового содержания звучащего слова. У одних людей за звуко-буквенной формой слова скрывается житейское, поверхностное знание предмета, обозначенного словом, а у других звуковая форма слова отражает обобщённое, научное представление о предмете. Недаром говорят, что изъятые из речи слова как орех без ядра.

Уникальность обучения языку по новой системе состоит в том, что у детей формируется не плоское, одностороннее представление о слове (как звуко-буквенном комплексе), а объёмное, двустороннее, которое имеет план содержания (словесное значение, смысл слова) и план выражения (его звуко-буквенная форма). Всё это говорит о важности изучения языка как знаковой системы и понимания устройства языкового знака, даёт возможность увидеть источник развития языка и речи ребёнка. Он кроется в асимметрии языкового знака, относительной независимости содержания слова от его формы: разные формы могут отражать одинаковое содержание, а различное содержание может иметь одинаковую форму. Модели слов позволяют учащимся наблюдать, как близкие по значению слова совершенно различны по своей форме (малыш, кроха), слова, имеющие одну и ту же звуковую форму, совсем не похожи по смыслу (лук — растение или стрелковое оружие), а слова, имеющие общие звуковые элементы (гусь — гусеница), никакой содержательной общности вообще не имеют.

Формирование умений различать, осмысливать содержание и форму таких языковых единиц, как слово и предложение, воспроизводить смысл и значение в различных формах, а также видеть общий смысл за самыми различными формами выражения мысли придаёт изучению русского языка подлинно развивающий характер.

Изучение языка как знаковой системы обеспечивает учащимся понимание различных понятий “слово” и “предмет”. Учащиеся осознают, что слово как знак лишь замещает предмет3 или его действие.

4. Гуманистический принцип. Этот принцип ставит в центр обучения не знания и умения, а личность ребёнка, его развитие, творческие способности, ценности и интересы, поэтому в новой системе актуален вопрос “как изучать?”, а не только “что изучать?”.

В обычных системах изучение процессов чтения и письма как навыков, т. е. готовых продуктов деятельности человека, не может вызвать интереса у детей, их творческой активности. Другое дело, когда дети изучают эти процессы как виды письменной речевой деятельности от её возникновения (общение с помощью жестов, предметов, рисунков, знаков) до современного уровня. Творческая активность и развитие детей многократно возрастают, если они размышляют над такими вопросами: как люди общались до изобретения алфавита? Как могли они передавать сообщения, не зная букв? Можно ли писать, используя рисунки и знаки? И т. д.

Развитие личности ребёнка предполагает его стремление к самореализации и саморазвитию. Новая система знакомит учащихся с общими признаками работы, развивающими их самостоятельность. Так, при освоении практических навыков письма (письмо букв по образцу) учащиеся осознают цель работы: анализировать образец, воспроизводить целое по элементам, контролировать и оценивать работу. Обобщённая форма деятельности может быть перенесена в другие, более сложные виды работы. Так постепенно у детей формируется учебная деятельность, умение учиться.

Поскольку на уроках обучения грамоте учащиеся знакомятся с процессом общения (на наглядно-образных моделях), осваивают приёмы сотрудничества, то появляется возможность целенаправленно формировать у них гуманные личностные отношения, при которых каждый в группе относится к другому, как к самому себе. Они усваивают жизненный принцип: “Не делай другому того, чего не желаешь себе”, учатся проявлять внимание и уважение к собеседнику, выражать сочувствие, радоваться успехам других, не озлобляться, помогать друг другу, быть терпеливыми и доброжелательными, т. е. усваивают морально-этические нормы общения. Практический опыт общения и гуманных взаимоотношений, переходя во внутренний план, становится системой ценностных отношений, которые являются ядром личности. Важность духовно-нравственного развития личности подтверждается и особенностями цивилизационных процессов, успешность которых определяют люди морально ответственные и духовно развитые.

В целом система освоения первоначальной грамоты и русского языка на основе коммуникативно-познавательной деятельности, согласованной с природой ребёнка, особенностями его речи и мышления, развивает интерес к родному языку, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость для духовно-нравственного развития учащегося.

Л. Ф. Климанова


1 К. Д. Ушинский благодаря видению языка в его историческом развитии обосновал свою “звуковую методу” обучения письму и чтению. А выдающийся психолог Л. С. Выготский разработал культурно-исторический подход, благодаря которому чтение и письмо стали рассматриваться не только как навыки, а как “речевая деятельность, освоение которой в период обучения грамоте — дело отдалённого будущего”.

2 Семиотика — наука о знаковых системах.

3 У младших школьников слово практически сливается с самим предметом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]