Звук [ш], буква Шш (с. 48-49) - 13-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звук [ш], буква Шш (с. 48-49) - 13-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) фомирование умения различать звук [ш] в словах, раскрытие его особенности как шипящего твёрдого согласного звука, не имеющего парного мягкого звука;

б) повышение познавательной активности учащихся;

в) соотношение звуков и их условных обозначений.

Ход урока

1. Анализ звука [ш], его характеристика.

— Послушайте, какая история произошла с нашим знакомым гусем Гогой:

Гусь купил себе гармошку — только дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела: по-гусиному шипела.

Покажите, как шипела гармошка. (Ш-ш-ш.) Звук [ш], напоминающий шипение, так и называется шипящим звуком. Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный звук.) Объясните почему. (При произнесении звука зубы образуют преграду выдыхаемому воздуху: воздух с шумом проходит через узкую щель.) Каким является этот звук: твёрдым или мягким? (Является твёрдым звуком.)

2. Анализ графического образа буквы в соотнесении с её звуковым значением.

— Посмотрите на новую букву. Почему она изображена в виде завязанного шарфа? (Потому что слово “шарф” начинается со звука [ш].) Почему в “Азбуке” у этой буквы синий цвет? (Она обозначает твёрдый согласный звук.) Сколько звуков обозначает эта буква? (Обозначает один твёрдый звук [ш]. Парного мягкого звука нет.) Поэтому буква всегда читается одинаково: [ш].

3. Работа с моделью слова “шапка”. Анализ звука [ш].

— Озвучьте схему слова. (Шапка.) Каким звуком начинается это слово? (Звуком [ш].) Посмотрите на букву, которой обозначен этот звук. Прочитайте слово, которое записано с помощью новой буквы. (Шапка.)

4. Чтение слов в столбике.

— Прочитайте слова, записанные рядом с буквой. (Шапка, шляпа, ушанка, шапокляк.)

5. Логическое упражнение на обобщение.

— Чем объединяются эти слова по значению? (Эти слова — названия головных уборов.) Почему так назвали ушанку? (Это головной убор, закрывающий уши человека.)

6. Анализ значения слова “шапокляк”.

— Знакомо ли вам слово “шапокляк”? (Так звали старуху в книге Эдуарда Успенского.) Почему автор дал старухе такое имя? Прочитайте об этом в тексте.

7. Чтение текста “История одной шляпы”.

Ответ на поставленный перед чтением вопрос. (Шапокляк — это шляпа с сюрпризом. Старуха Шапокляк тоже преподносила разные сюрпризы, то есть всякие неожиданности.)

8. Игра “Третий лишний”. Логическое упражнение на соотношение целого и части.

— Прочитайте слова. (Привлекается внимание к правильному произношению слова “шинель” — [н’э].) Объясните значения слов. (Шинель — форменное пальто; капюшон — пристёгивающийся или пришитый к пальто головной убор; шуба — меховое пальто.) Какое же слово по значению лишнее? (Капюшон, так как это головной убор, составляющий часть пальто.)

9. Работа в парах. Дикционное упражнение на основе чтения стихотворных текстов.

— Приготовьтесь прочитать стихотворения. Постарайтесь чётко произносить звук [ш].

10. Подведение итогов.

— Какой звук обозначает изученная буква? (Звук [ш].) В чём особенности этого звука? (Это шипящий твёрдый согласный звук, не имеющий парного мягкого звука.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]